Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5» (МАДОУ № 5)
Адрес: 624475 Свердловская область, г. Североуральск, п. Черемухово, ул. Калинина, д. 19а,
телефон: 8(34380) 4-72-32, 4-72-33, e-mail: mdou5@bk.ru адрес сайта: https://dou5.tvoysadik.ru/
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МАДОУ № 5
______________ Н.Г. Хвалова
Приказ № 167
от «02» июня 2025 г.
ПРИНЯТО:
педагогическим советом
протокол № 7
от «30» мая 2025 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
О ТЬЮТОРСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ
в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении
«Детский сад № 5»
п. Черемухово
2025 г.
1. Общие понятия
1.1. Тьюторское сопровождение — состоит в сопровождении обучающегося в процессе
формирования и реализации индивидуального образовательного маршрута, разрабатываемого
исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей,
интересов и потребностей личности.
1.2. Тьютор — педагог, обеспечивающий сопровождение обучающихся, в том числе
с особыми образовательными потребностями в разработке и сопровождении индивидуальных
образовательных маршрутов, проектов, индивидуальных учебных планов, включая организацию
процесса индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию
их познавательных интересов, сопровождение процесса формирования их личности и жизненно
важных компетенций.
1.3. Дети с ограниченными возможностями здоровья — дети, имеющие недостатки
в физическом и (или) психическом развитии.
1.4. Одаренные дети — дети, которые выделяются яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеют внутренние предпосылки к таким достижениям) в том
или ином виде деятельности.
1.5. Дети-инофоны — группа обучающихся, не владеющих русским языком, чьи семьи
недавно переехали в Российскую Федерацию, родители которых также не владеют русским
языком, в повседневном общении используют только родной язык. Для детей-инофонов русский
язык не является родным, он труден для восприятия, понимания и коммуникации.
2. Общие положения
2.1. Настоящее Положение об организации тьюторского сопровождения в
Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 5»
(далее — МАДОУ № 5) разработано в соответствии:
- с Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации»;
- с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования;
- с постановлением Правительства РФ от 21.02.2022 № 225 «Об утверждении
номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»;
- с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 10.01.2017 № 10 н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области
воспитания»».
2.2. Тьютор назначается на должность и освобождается от должности приказом
заведующего МАДОУ № 5.
2.3. Тьюторское сопровождение осуществляется на основании письменного согласия
(заявления) родителей (законных представителей) в соответствии со следующими документами:
- для детей с ОВЗ — заключением территориальной психолого-медико-педагогической
комиссии (далее - ТПМПК);
- для детей с инвалидностью — рекомендациями программы реабилитации (далее –
ИПРА);
- для одаренных детей и детей-инофонов — рекомендациями психолого-педагогического
консилиума детского сада (далее – ППк).
2.4. Закрепление тьютора за обучающимся, группой обучающихся осуществляется
на основании приказа заведующего МАДОУ № 5.
3. Цель и задачи тьюторского сопровождения
3.1. Цель тьюторского сопровождения в МАДОУ № 5 заключается в создании условий для
успешного включения ребенка с особыми образовательными потребностями (ребенка с ОВЗ,
включая детей-инвалидов, одаренного ребенка, ребенка-инофона) в среду детского сада,
в поддержке и сопровождении его образовательной деятельности, основываясь на принципах
индивидуализации, в парадигме открытого образовательного пространства.
3.2. Задачи тьюторского сопровождения:
1) консультативно-педагогическое сопровождение реализации обучающимися, включая
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью,
индивидуальных
образовательных
маршрутов
(индивидуальных
учебных
планов,
индивидуальных образовательных программ);
2) организация образовательной среды для реализации обучающимися, включая
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью,
индивидуальных
образовательных
маршрутов
(индивидуальных
учебных
планов,
индивидуальных образовательных программ);
3) организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися, включая
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью,
индивидуальных
образовательных
маршрутов
(индивидуальных
учебных
планов,
индивидуальных образовательных программ).
4. Содержание тьюторского сопровождения
В МАДОУ № 5 тьютор в работе с ребенком (группой детей) с особыми образовательными
потребностями:
- разрабатывает совместно с заместителем заведующего по воспитательной и
методической работе, специалистами, воспитателем при участии родителей (законных
представителей) ребенка документацию, описывающую индивидуальный образовательный
маршрут обучающегося, и ее регулярно корректирует;
- создает развивающую среду в рамках группового помещения;
- обеспечивает соблюдение ребенком режима дня и ведет индивидуальную
коррекционную работу;
взаимодействует
с педагогом-психологом,
учителем-логопедом,
учителемдефектологом и другими специалистами МАДОУ № 5 по вопросам эффективности своей работы
и решению проблем;
- осуществляет организационную и методическую помощь воспитателю в работе
с ребенком с особыми образовательными потребностями в группе;
- осуществляет связь с родителями (законными представителями), информирует
их о достижениях подопечного, советуется с ними, оказывает им консультативную помощь;
- ведет установленную законом документацию.
5. Средства, формы и методы работы тьютора
5.1. Цель и задачи работы тьютора достигаются следующими средствами:
- организация и адаптация жизненного пространства — игрового места, места отдыха
и других мест, где бывает ребенок;
- выявление тьютором зон актуального и ближайшего развития ребенка с ОВЗ, одаренного
ребенка, ребенка-инофона, опоры на его внутренние, скрытые ресурсы, дозирование нагрузки,
адаптация и усложнение в зависимости от потребностей дидактического материала, УМК.
5.2. Тьюторская деятельность может быть реализована с помощью технологий, наиболее
соответствующих природе и содержанию тьюторского сопровождения:
проектной технологии;
информационных технологий;
технологии консультирования;
технологии культурных практик.
5.3. Тьютор вправе использовать педагогические технологии, эффективные с точки зрения
достижения результатов тьюторского сопровождения, допущенные педагогическим советом
МАДОУ № 5 в установленном законом порядке.
6. Результаты тьюторского сопровождения и формы их фиксации
6.1. Результатами работы тьютора в МАДОУ № 5 являются:
адаптация ребенка к группе детского сада;
создание условий для развития коммуникативных способностей ребенка, позитивной
социализации, наличие устойчивых контактов со сверстниками;
динамика личностного, когнитивного, эмоционального, творческого развития ребенка;
динамика самостоятельности ребенка;
динамика познавательной активности, любознательности;
создание условий для формирования компетенции осознанного выбора;
повышение компетентности родителей (законных представителей);
создание вариативной, насыщенной развивающей предметно-пространственной среды,
соответствующей интересам и потребностям обучающегося.
6.2. Фиксация результатов работы тьютора отражается в результатах мониторинга,
проводимого тьютором, педагогами и другими специалистами МАДОУ № 5.
7. Организация тьюторской деятельности
7.1. Специализация труда тьютора может происходить по двум основаниям:
объему обслуживаемого контингента — тьютор закрепляется за группой детей, тьютор
закрепляется за одним ребенком;
основному направлению тьюторской деятельности.
7.2. Деятельность тьютора регламентируется должностной инструкцией.
7.3. Работа с обучающимися проводится только с письменного согласия (заявления)
родителей (законных представителей).
8. Документация тьютора
8.1. При закреплении тьютора за одним обучающимся документация включает в себя:
программу (план) тьюторского сопровождения обучающегося;
индивидуальный образовательный маршрут или адаптированную образовательную
программу;
дневник наблюдений.
8.2. При закреплении тьютора за группой:
план работы с обучающимися на неделю, месяц;
индивидуальные образовательные маршруты/индивидуальные учебные планы
обучающихся;
план-график работы с тьюторской группой;
журнал учета посещаемости детей;
анализ выполнения образовательной программы обучающимися (образовательные
результаты);
портфолио обучающихся.
8.3. Документация тьютора по работе с родителями и педагогами:
журнал консультаций;
тетрадь связи.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее положение действует до замены новым.