Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» (МАДОУ № 5) Адрес: 624475 Свердловская область, г. Североуральск, п. Черемухово, ул. Калинина, д. 19а, телефон: (34380) 4-72-32, 4-72-33, e-mail: mdou5@bk.ru адрес сайта: https://dou5.tvoysadik.ru/ УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МАДОУ № 5 ______________/Н.Г. Хвалова «02» сентября 2024 г. ПАСПОРТ кабинета учителя-логопеда Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 5» на 2024-2025 учебный год Учитель-логопед: Кузнецова Е.А. п. Черемухово 2024 г. 1. Цель и задачи логопедического кабинета Цель – обеспечение благоприятных условий для совершенствования педагогического процесса, стимулирования деятельности учителя-логопеда, повышения эффективности и качества коррекционного обучения, методического и профессионального уровня учителя-логопеда, сосредоточения наглядного, дидактического материала, методической литературы, технических средств, отвечающих задачам коррекционно-развивающего обучения. Задачи: • пропедевтическая, консультативно-диагностическая работа и отбор детей для осуществления коррекционной работы; • проведение индивидуальных и групповых логопедических и психологических занятий; • консультативная работа с родителями, привлечение родителей к участию в выполнении в доступных формах логопедических заданий, созданию условий для речевого режима и благоприятного психологического климата в семье; • пропаганда логопедических знаний. Общая площадь – 12 кв. м. В кабинете предусмотрено 1 место для индивидуальной работы логопеда с ребёнком и 6 мест для занятий детьми. В логопедическом кабинете проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми в возрасте 3 - 7 лет. В кабинете создана предметно-развивающая среда в соответствии с требованиями СанПиН и ФГОС ДО и основными педагогическими принципами: * системности (материал систематизирован, составлен паспорт логопедического кабинета с перечислением всего материала и оборудования); * доступности (дидактические игры и игрушки хранятся на нижних открытых полках, методический материал и документация логопеда – на верхних закрытых полках); *здоровьесбережения (имеется основное и дополнительное освещение (над индивидуальным зеркалом), проведена пожарная сигнализация, стены кабинета зеленого цвета, имеются пособия для зарядки глаз, кабинет легко проветривается); * учета индивидуальных особенностей и потребностей детей (учет возрастных и физических особенностей детей, мебель регулируется под детей данной группы; наглядный, дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей и структурой дефекта). * вариативности (наглядный методический материал и пособия имеют много вариантов использования — в зависимости от возраста детей, задач обучения и структуры речевого дефекта). 2. Зоны логопедического кабинета Логопедический кабинет имеет зональную структуру. В нем можно выделить несколько основных зон: методического сопровождения; дидактического сопровождения; игрового сопровождения. Зона методического сопровождения представлена книжными полками и детскими уголками и содержит следующие разделы: - материалы по обследованию речи детей; - методическая литература по коррекции речи детей; - учебно-методическая литература по обучению грамоте детей с нарушениями речи; - учебно-методические планы и другая документация учителя-логопеда; - пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках, папках и конвертах). Информационная зона для педагогов и родителей расположена на информационном стенде у логопедического кабинета и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей, обновляется раз в месяц. Зона индивидуальной коррекции речи включает большое зеркало и рабочий стол, за которым проходит индивидуальная коррекционная работа, над зеркалом имеются изображения основных артикуляционных упражнений и звуковых профилей. Зона подгрупповых занятий оборудована настенной магнитной доской, мольбертом, детскими столами и стульями. 3. Материально-техническое обеспечение работы учителя-логопеда Перечень материально-технических средств: № п/п 1 2 3 Стул Мебельная стенка Столы - парты 1 1 2 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Стульчики детские Рабочий стол Зеркало настенное Зеркала индивидуальные х15 Песочный стол Тумбочка Шкафчик детский Кварцевая лампа Музыкальная колонка Ширма Доска магнитная настенная 6 1 1 4 1 1 1 1 1 1 1 14 Информационный стенд 1 Наименование Количество Методическое обеспечение учебного процесса: № п/п 1 Автор Нищева Н.В Методическое пособие - «Система коррекционной работы для детей с ОНР»; - «Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков [ш], [ж]. ФГОС»; 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 - «Обучение детей пересказу по опорным картинкам (5-7 лет). Выпуск ФГОС»; - «Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков разных групп»; - «Сборник упражнений для автоматизации и дифференциации звуков разных групп» Филичева Т.Б., - «Программа обучения и воспитания детей с фонетикофонематическим недоразвитием»; Чиркина Г.В - «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» - «Тренируем пальчики - развиваем речь!»3+,4+,5+ Крупенчук О.А. - «Учим буквы»; - «Речевая карта» - «Нейродиагностика, нейростимуляция сенсомоторного и Архипова Е.Ф. интеллектуального базиса речи»; - «Корррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии» - «Дошкольный логопункт»; Иванова Ю. К. - «Раздаточный материал» - «Формирование лексико-грамматических представлений»; Ткаченко Т.А. - «Логопедическая энциклопедия»; - «Большая книга заданий и упражнений»; - «Фонетические рассказы с картинками» на все группы звуков; - «Формирование звукового анализа»; - «Логопедическая тетрадь» на все группы звуков; - «Слоговая структура слова. Коррекция нарушений» Борисова Е.А. - «Играя, звуки исправляем – играя, звуки закрепляем» - «Логопедическое обследование детей»; Акименко В.М. - «Исправление звукопроизношения у детей»; - «Букварь»; - «Обучение грамоте в классах предшкольной подготовки»; - «Развивающие технологии в логопедии» - «Артикуляционная гимнастика»; Пожиленко Е.А. - Волшебный мир звуков и слов»; - «Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]» Лалаева Р.И., - «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников» (формирование лексики и грамматического строя) Серебрякова Н.В - «Альбом дошкольника» (на все группы звуков) Комарова Л.Е. - «Я со звуком … играю» (на все группы звуков) Лебедева И.Л. - «Нейропсихологическое блиц-обследование»; Визель Т.Г. - «Коррекция заикания у детей» - «Освоение языка ребенком в ситуации двуязычия» С.Н. Цейтлин, Г.Н. Чиршева, Т.В. Кузьмина - «Заикание: симптоматика, обзор методик, психотерапия»; Елецкая О.В. - «Расстройства аутистического спектра (РАС): диагностика» - «Дети с нарушением общения. Ранний детский аутизм» Ле6единская К.С. - «Развитие речи у аутичных детей» Нуриева Л. Г. 18 19 20 21 22 23 Агранович З.Е. Коненкова И. Д. Шевченко С. Г. Захарова А.В. Лопатина Л. Иванова О. В Стребелева Е.А. - «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям» - Обследование речи дошкольников с ЗПР «Подготовка к школе детей с ЗПР» - «Развиваем! Формируем! Совершенствуем!» В., - «Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с задержкой психического развития» - «Альбом для исследования высших психических функций»; - «Коррекционно – развивающее обучение в процессе дидактических игр» Методические и дидактические пособия, обеспечивающие осуществление индивидуально-ориентированной коррекционной помощи детям с ОВЗ: № Наименование п/п Сборники игр и упражнений для проведения артикуляционной гимнастики: «Мартышка», «Лягушка» 1 «Смешарики», «Веселая гусеница», «Царство Снежной королевы», «Футболисты», «Звериная гимнастика», «Свинка Пеппа» и др. 2 Сборники упражнений для проведения артикуляционной гимнастики. 3 Сборники упражнений «Звуки и буквы» с картинками-символами звуков (букв). Сборник комплексов артикуляционной гимнастики для постановки и автоматизации 4 соноров, свистящих и шипящих звуков. Перчаточные игрушки — Мартышка Чичи и птичка Мими, набор игрушек для 5 проведения АГ с детьми младшего дошкольного возраста. 6 Сборник артикуляционных сказок по лексическим темам Сборники дидактических пособий для проведения мимической гимнастики: 7 «Цветы», «Деревья», «Пчелка», «Божья Коровка», «Вовочка», «Смайлики», «Новогодние шары», «Капельки» и др. Мыльные пузыри, вертушки – зонды, игрушки-вертушки, «Бабочка», «Лягушка», 8 свистки, губные гармошки, трубочки для коктейля для развития речевого дыхания Сборники упражнений с картинками - символами артикуляции и постановки согласных 9 и гласных звуков по Ткаченко Т.А., Фотековой, Травкиной 10 Папка с картинками артикуляционных упражнений и их символов. 11 Папка «Артикуляция звуков в графическом изображении». 12 Сборники упражнений «Звукоподражание». 13 Папка с картинками для развития и коррекции мимики и эмоций. Пособия для развития речевого дыхания на фронтальных занятиях: снежинки, бабочки, 14 птички, листочки. 15 Настольные игры для автоматизации звуков: «Голодные коты», «Сытый кот» 16 Папка с практическими материалами: «Гласные звуки». 17 Подборки картинок на гласные и согласные звуки. Сборники упражнений с играми и заданиями на автоматизацию звуков по Лебедевой И.Л: 18 [л], [л']; [р], [р']; свистящих; шипящих. 27 Сборники упражнений с картинками на автоматизацию звуков: [м]; [к]; [н] [л]; [j]; [р]; свистящих и их мягких пар; [ш], [ж]; шипящих. Альбом «Картинки для автоматизации звуков». Сборники упражнений по автоматизации звуков: [с]; [с], [с']; [з], [з'], [ц]; [л], [л']; «Фонетические рассказы и сказки. Часть 1. Звуки [а], [у], [м], [к], [о], [с], [л], [п]»; «Фонетические рассказы и сказки. Часть 2. Звуки [и], [ш], [т], [х], [з], [б], [ж], [н]». Подборки игр на автоматизацию звуков: [к], [г], [х], [j]; [р], [р'], [л], [л']; свистящих звуков; шипящих звуков. Папка «Просодия». Игры для коррекции слоговой структуры слова: «Шпион» «Собери ромашку» «Что куплю я в магазине» «Прыг - скок по капусте» «Парковка» «Пирамидка из слов». Кубик, бусы для коррекции слоговой структуры слова. Игры «Кнопочки», «Лабиринт» для автоматизации звуков и коррекции слоговой структуры слова. Шпатели и ватные палочки, одноразовые коктейльные палочки для автоматизации (Р). 28 Игрушки и картинки – символы звуков, для автоматизации и дифференциации звуков. 19 20 21 22 23 24 25 26 Настенные пособия: гласные и согласные звуки, артикуляция гласных по методике Ванюхиной 30 Настенное пособие «Артикуляционная гимнастика». Материалы для формирования лексико-грамматического строя речи и связной речи 31 Дидактический материал на все лексические темы. 32 Сборники физ. минуток по лексическим темам 33 Сборники упражнений пальчиковой гимнастики по лексическим темам Наборы игрушек по лексическим темам: • овощи и фрукты; • домашние животные и птицы; 34 • дикие животные леса; • дикие животные Севера; • дикие животные жарких стран; • посуда; 29 продукты; перелетные птицы; зимующие птицы насекомые. Наборы игрушек и пальчиковый театр по сказкам: «Курочка Ряба», «Теремок», «Три медведя», «Репка», «Красная шапочка», «Три поросенка», «Петушок- Золотой гребешок», «Колобок». Плакаты на темы: Новый год, Осень, Весна, День Защитника Отечества, 8 марта, День 35 Победы, Семья, Фольклор, Космос, Перелетные и зимующие птицы Альбомы для пересказа 36 Кукла, Игрушки мягкие, игрушки на руку 37 Сборники заданий, игры и пособия на темы: • «Предлоги»; • «Числительные»; • «Слова-действия»; 38 • «Антонимы. Единственное и множественное число»; • «Словосочетание»; • «Предложение»; • «Текст». Папка с речевым материалом на все лексические темы. 39 Сборники упражнений по лексическим темам Пазлы «Теремок», «Репка», «Транспорт» и др. 40 Материалы для развития навыков звуко-буквенного анализа и синтеза, обучения грамоте Буквы 41 Фишки – символы звуков, звуковые домики, схемы слов, предложений 42 Наборы букв, картотека символов звуков 43 Схемы предложений. 44 Конструкторы и шнурки для выкладывания букв. 45 Набор букв для магнитной доски 46 Игра «Умный алфавит». 47 Папка-конспекты занятий и дидактические пособия к ним 48 Карточки со слогами 49 Настенное пособие «Слоговая таблица». 50 Настенное пособие «Алфавит». 51 Настенное пособие «Гласные и согласные звуки». 52 Буквари и азбуки Косиновой, Жуковой и др. 53 Кубики с буквами. 54 Картотеки заданий по коррекции дисграфии 55 Прописи и рабочие тетради 56 Материалы для развития высших психических функций 57 Пазлы, сортеры, головоломки Дидактические пособия настенные: - цвета; 58 - геометрические фигуры; - эмоции 59 Разрезные картинки, игры – половинки и др. Прописи для обеих рук 60 • • • • 61 • • • • • • • • • • • • • Сборники кинезиологических упражнений Сборники упражнений: лабиринты, нейропрописи, корректурные находилки, 4 лишний, раскрась по образцу, подбери пару и пр. пробы, Документация учителя-логопеда: график работы; циклограмма рабочего времени; список детей, зачисленных на логопедические занятия; заключения, согласия родителей на детей, занимающихся на логопункте; индивидуальные планы коррекции нарушений звукопроизношения на каждого ребенка; годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы; календарно-тематическое планирование коррекционной работы; журнал первичного обследования речи детей; паспорт логопедического кабинета; журнал учета индивидуальных консультаций для родителей; папки взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями; журнал учета посещаемости логопедических занятий детьми; отчет учителя-логопеда о проделанной работе за прошедший учебный год. 4. Правила пользования логопедическим кабинетом Влажная уборка кабинета производится ежедневно. Ежедневно проводится проветривание кабинета. По окончании рабочего дня проверяется закрытость окон, отключение электрических приборов.