13.03.2024
Что говорить вместо фразы «Будь осторожен!»
Какие установки
формируются у детей, когда они слышат «Будь осторожнее!»?
Мы часто
разговариваем с детьми как со взрослыми и не учитываем особенностей детского
восприятия и детской психики, что ребенок воспринимает информацию совсем не
так, как это делают взрослые.
И этому есть
несколько объяснений:
Развитие мозга
Окончательно
все отделы мозга формируются только к 20-25 годам. И ребенок не может
воспринимать и анализировать информацию, которая поступает к нему от разных
органов чувств. Поэтому детям сложно обрабатывать одновременно звуки и
изображение — мозг выберет что-то одно, а второе будет обрабатывать по
остаточному принципу. Чему он отдаст предпочтение, зависит от того, какой тип
восприятия преобладает у ребенка.
Тип
восприятия
Среди детей так
же, как и среди взрослых, выделяют аудиалов, визуалов и кинестетиков.
Аудиалам нужно
слушать, для них важно не только что, но и как говорят.
Визуалам нужно
смотреть, для них важны образы, цвета, изображения.
Кинестетики
воспринимают мир через движение и прикосновения.
НО! Чаще в
ребенке понемногу смешаны все типы восприятия, просто один из них превалирует.
К какому из них относится ваш ребенок, можно понять, если понаблюдать за ним:
- дети-аудиалы
любят слушать и петь,
- визуалы —
рассматривать картинки и играть в настольные игры,
- кинестетики
предпочитают подвижные игры, много телесного контакта и остро реагируют на
«колючий» шарф.
Отсутствие опыта
То,
как мы воспринимаем и интерпретируем речь, во многом зависит от нашего опыта.
Чем больше мы общаемся, чем больше книг и статей читаем, чем больше фильмов
смотрим, тем лучше мы понимаем и интерпретируем речь. У ребенка этот опыт еще
очень маленький, поэтому любую фразу он воспринимает буквально. Если вы
говорите ребенку, что он маленький поросенок, он буквально думает, что он
поросенок. Он не понимает, что вы говорите о его неаккуратности.
Ситуация 1. Если использовать фразу заблаговременно
Мы говорим
ребенку быть осторожнее, когда он переходит дорогу или если с ним пытается
заговорить незнакомый человек. Наша мотивация понятна: мы хотим уберечь ребенка
от неприятностей и заранее подстелить соломки, поэтому мы говорим ребенку:
«Будь осторожнее!».
Чем чаще мы
будем повторять эту фразу, тем более небезопасным местом будет казаться ребенку
окружающий его мир. В самом деле, мы говорим, что опасность может исходить из
тысячи мест: от незнакомых взрослых, автомобилей, бродячих собак, плохих
компаний, неправильных книг, насекомых, новых мест и новых ощущений.
Так мы не учим
ребенка быть осторожным. Мы показываем ему, что мир очень опасен и его нужно
бояться:
- у
впечатлительных детей эти страхи могут обернуться реальными фобиями;
- у менее
впечатлительных — вылиться в неспособность принимать решения, завязывать новые
знакомства, адаптироваться к меняющимся обстоятельствам, инфантилизм и страх
перед самой жизнью.
Ситуация 2. Если использовать фразу в момент опасности.
«Будь
осторожнее» — самая частая фраза, которую можно услышать на детских площадках.
Мы говорим это детям, когда они залезают на, как нам кажется, слишком высокую
горку, или хотят пройти по тонкой рейке. Мы боимся, что ребенок не удержится,
упадет и сильно ударится, поэтому бессознательно кричим ему, чтобы он был осторожнее…
И оказываем ребенку медвежью услугу.
Помните, что
ребенок одновременно может обработать информацию только от одного источника? И
если он лезет по лестнице или переходит по рейке через огромную лужу, он
находится в моменте. Все его внимание и все его ресурсы направлены на то, чтобы
преодолеть препятствие.
Но тут наш
окрик отвлекает его, он теряет концентрацию и оступается. Мы считаем, что были
правы. Ребенок начинает думать, что он неуклюжий, боится пробовать новое и
совершать маленькие открытия. Он становится слишком осторожным, а то и
трусливым.
Что говорить
вместо фразы «Будь осторожен!»?
Когда ребенок
залезает на опасную, с вашей точки зрения, горку или пытается переправиться
через лужу по жердочке, лучше вообще ничего говорить:
–
во-первых,
наверняка вы преувеличиваете опасность;
–
во-вторых,
вы не даете ребенку совершать собственные ошибки, без которых невозможно
обучение.
Мы можем сто
раз говорить ему, что промочить ноги ранней весной — очень неприятно. Но пока
он не упадет в лужу, он об этом не узнает.
И если вас
сильно беспокоит, что ребенок лезет на опасную горку, лучше подстраховывайте
его, а не просите вести себя осторожнее.
Для реальных
опасностей, например, когда ребенок бежит на проезжую часть или он может упасть
в битое стекло, отрепетируйте ритуал и придумайте кодовое слово. Например,
используйте слова «Стой» или «Опасно».
Договоритесь,
что, когда ребенок слышит это слово, он должен немедленно остановиться,
замереть и не двигаться. Применяйте этот ритуал только в том случае, когда
ребенку действительно грозит опасность.
В разговорах о
правилах безопасности лучше вообще избегать фразы «Будь осторожнее». Полезнее
будет проговорить разные ситуации и обсудить правила безопасности.
Например:
- при переходе дороги нужно быть не
осторожным, а внимательным и обязательно смотреть по сторонам;
- в разговоре с незнакомцами — быть
бдительным и понимать, с кем именно говорит ребенок, (одно дело — поговорить с
продавцом в магазине или доктором, и совсем другое — откликнуться на просьбу о
помощи);
- в новой компании ребенку нужно быть
твердым и уверенным в себе;
- в новом месте — предусмотрительным.
Обязательно
проговорите правила безопасности, но не рисуйте перед ребенком страшных
пророчеств, что произойдет, если эти правила не соблюдать. Тактика запугивания
не работает.
Ищите подход.
Исходя из того, какой тип восприятия превалирует у вашего ребенка, выбирайте и
тип взаимодействия с ним:
- с аудиалом достаточно поговорить
спокойным голосом;
- визуалу больше подойдут комиксы, плакаты
и мультики;
- с кинестетиком лучше отрепетировать
правила безопасности.
Именно мы и наш стиль воспитания формируют ребенка и его установки. И от нас
зависит, какой путь выберет наш ребенок.
Не
забывайте об этом, когда говорите с вашим малышом.
Консультацию подготовила учитель-логопед Кузнецова
Е.А.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.03.2024
Дата обновления: 09.04.2024
Дата публикации: 13.03.2024