Почему прослушивание аудиосказок и аудиорассказов полезно для развития речи дошкольников

07.04.2025

Основную информацию о внешнем мире современные дети получают через свой визуальный канал восприятия, а слуховой канал используется ими менее активно, что способствует ухудшению слухового восприятия. Родители часто жалуются, что ребенок не слышит просьб и требований, он быстро забывает сказанное и услышанное.

На помощь приходят детские аудиокниги, воспроизводимые профессиональными актёрами, они помогают детям понимать речь собеседника, различать акценты, ловить интонацию и самое главное - запоминать. Польза аудиосказок очевидна. Это стимуляция связной речи. Прослушивание аудиосказок помогает развивать навыки составления и формулирования развёрнутых предложений, составления пересказа по прослушанной истории, монологической речи. 

Увеличение словарного запаса. С помощью аудиосказок у детей существенно увеличивается словарный запас, высказывания становятся связными, предложения правильно строятся.

Формирование правильного произношения и дикции. Ребёнок, слушая аудиокнигу, копирует произношение и интонацию чтеца, приучаясь говорить правильно.

Развитие внимания и памяти. Прослушивание аудиосказок стимулирует слуховую память и внимание, что позволяет осуществить комплексное развитие слуховых функций у детей.

Развитие фантазии и воображения. В аудиосказке ребёнок не найдёт готовых образов, как в книжке на картинке или в мультфильме.

Формирование абстрактного мышления. После прослушивания аудиосказки можно попросить ребёнка нарисовать то, что он услышал.

И, самое важное, прослушивание аудиосказок создаёт благоприятный эмоциональный фон, повышает речевую активность ребёнка, вызывает у детей мотивацию к дальнейшей работе на занятиях и интерес к сказкам как к средству интерактивного общения.

При выборе подходящей аудиосказки для ребёнка стоит возраст ребёнка. Для каждой возрастной группы существуют свои предпочтения:

Для малышей (1–3 года). Простые, короткие сказки с повторяющимися элементами, например, о животных или предметах, которые знакомы ребёнку.

Для детей 4–6 лет. Более длинные и сложные сказки с увлекательным сюжетом и моралью. В этом возрасте дети начинают понимать аллегории, поэтому классические сказки вроде «Колобка» или «Репки» подойдут идеально.

Для школьников (7+ лет). Истории с яркими героями, приключениями и фантастическими элементами. Можно выбрать сказки с более глубоким смыслом, которые помогают развивать критическое мышление.

Интересы ребёнка. Если ребёнок увлекается машинами, животными или космосом, стоит выбирать сказки, связанные с этими темами. Это увеличивает вовлечённость и помогает лучше запомнить материал.

Длительность сказки. Для малышей достаточно 5–10 минут, так как они быстро теряют концентрацию. Детям старшего возраста можно предлагать сказки на 20–30 минут.

Голос рассказчика. Голос, читающий сказку, должен быть приятным, спокойным и выразительным. Слишком громкий или резкий голос может отвлекать или раздражать. Хочу такой сайт

Качество записи. Качественный звук без посторонних шумов и помех — залог комфортного восприятия сказки. Дополнительные звуковые эффекты, такие как пение птиц или шуршание листьев, делают прослушивание более увлекательным. Однако важно, чтобы эффекты не перебивали основной текст.

Мораль и содержание. Сказка должна быть не только интересной, но и полезной. Избегайте историй с агрессивным подтекстом, чрезмерной жестокостью или сомнительными нравственными посылами. Лучше выбирать сказки, которые учат доброте, дружбе, честности и уважению к окружающим.

Чтобы понять, подходит ли сказка ребёнку, можно понаблюдать за реакцией. Если ребёнок слушает с интересом и задаёт вопросы — это хороший знак, если скучает или отвлекается, стоит попробовать другой вариант.

Сегодня выбрать детские произведения для прослушивания доступно во многих источниках. Например, найти аудиокниги можно на сайте «Аудиосказки онлайн», где собрано большое число записей отечественных и зарубежных авторов, предназначенных для юной аудитории 

Малышам постарше рекомендуется послушать:

1) аудио энциклопедии дяди Кузи и Чевостика;

2) аудио сказки Баниласки;

3) аудиокнига «Развивающая аудио энциклопедия»;

4) «Ардис» Серия «Развивающая аудио энциклопедия».

 

Консультацию подготовила учитель-логопед Кузнецова Е.А.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 07.04.2025

Дата обновления: 07.04.2025

Дата публикации: 07.04.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».