Мнемотехника поможет!

30.09.2024

Заучивание стихов на основе картинно-графических схем особенно актуально для детей с речевыми нарушениями, которые отличаются низким уровнем внимания, сниженной вербальной памятью и продуктивностью запоминания, низкой активностью отсроченного воспроизведения, отстают в развитии наглядно-образного мышления, что значительно обедняет и сокращает их пассивный и активный словарь.

У детей дошкольного возраста наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Для детей данной категории свойственна исключительная фотографичность. Память дошкольников с нарушениями речи устроена таким образом, что в ней крепче фиксируются зрительные образы. Следовательно, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго, необходимо трехкратное повторение его в течение первых пяти дней. Чтобы дети не теряли интерес к стихотворению, попросите рассказать стихотворение тихо или громко, шепотом, меняя интонацию. Многократные повторения способствуют более прочному запоминанию. После нескольких повторов дети способны рассказать стихотворение без вспомогательных элементов. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение. Использование иллюстраций на занятиях позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать вербальную информацию.

Многолетний опыт работы позволил накопить и систематизировать для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) целую серию стихов. Для большей эффективности была проведена классификация их с учётом лексических тем и подобран картинно-графический материал, используемый в качестве зрительных опор. 

При подборе стихов для заучивания, учитывался девиз японского ученого Масару Ибука: «Стихи должны воспитывать в ребёнке благородные чувства, были изысканными, красивыми и заслуживающими того, чтобы их помнили». В отобранных стихах строки понятны и нравятся детям, так как они чаще весёлые, насыщены действиями и событиями, в них живой язык, весёлые картинки, простые рифмы и позитивный настрой.

В процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса к поэзии.

Молчаливым детям предлагаются ритмичные стихи, потешки, песенки. Застенчивым — приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица.

Особого внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха, так как в основе освоения ребенком речи значительное место занимают именно ритм и рифма.

         В связи с этим повышенное внимание уделяется умению подбирать рифмованные слова, улавливать ритмическое созвучие стихотворных строк, развитию фонематического слуха, что в свою очередь позволяет детям дошкольного возраста воспроизводить стихотворные тексты с большей продуктивностью. Как известно, картинка позволяет ребенку, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживать последовательность событий.

В результате специальных игр у детей данной категории активизируется словарь по лексическим темам, развивается восприятие, внимание, память, воображение, формируется умение наблюдать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений.

 Настольно-печатные игры типа «Подбери рифму (Рифмушечки)» направлены на развитие поэтического и фонематического слуха, ознакомление со звуковым и слоговым составом слова. Данные игры могут быть рекомендованы как для индивидуальной, так и для групповой работы с детьми дошкольного возраста, совместной деятельности взрослого и ребенка. Дети младшего и среднего дошкольного возраста быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где конкретность, образность сочетаются с динамикой действия. Дети старшего дошкольного возраста запоминают значительно большие по объему стихи (два четверостишия) даже с эпитетами и метафорами. На характер заучивания положительно влияет интерес к содержанию стихотворения.

 Быстрое запоминание зависит от установки на запоминание, мотивации (для чего нужно?). Это могут быть чтение стихов на утреннике; чтение маме и бабушке, чтобы их порадовать; выступить перед малышами и другие мотивы. Установка мобилизует память, внимание; ребенок старается быстрее и лучше запомнить текст. Следует учитывать и то обстоятельство, что в непроизвольной деятельности, когда не ставится задача запомнить стихотворение, дети легко усваивают и запоминают целые страницы. В произвольной деятельности, на занятиях, когда ставится задача запомнить стихотворение, дети испытывают трудности.Хочу такой сайт

Методика заучивания стихов на основе картинно-графических схем основывается на установлении смысловой связи между словом или предложением и картинкой. Картинка помогает ребёнку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий. Т. е. содержание одной, двух или четырёх строк стихотворения обозначается определённой картинкой, наиболее ярко отражающей это описание.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для дошкольников с нарушениями речи.

Как уже было отмечено, в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Заучивание стихов с опорой на картинно-графические схемы активно развивает понимание текста детьми с нарушениями речи, что является важнейшим условием хорошего осмысленного запоминания, совершенствования долговременной памяти и развития речи.



 Успехов вам и вашим детям!



Подготовила учитель-логопед Кузнецова ЕА.  

 
Бурачевская, О. В. Методика заучивания стихов на основе картинно-графических схем / О. В. Бурачевская, Н. И. Бурачевская.  непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 1 (4). — С. 93-97.  

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 30.09.2024

Дата обновления: 30.09.2024

Дата публикации: 30.09.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».