30.09.2024
Заучивание
стихов на основе картинно-графических схем особенно актуально для детей с
речевыми нарушениями, которые отличаются низким уровнем внимания, сниженной
вербальной памятью и продуктивностью запоминания, низкой активностью
отсроченного воспроизведения, отстают в развитии наглядно-образного мышления,
что значительно обедняет и сокращает их пассивный и активный словарь.
У
детей дошкольного возраста наглядно-образная память, и запоминание носит в
основном непроизвольный характер. Для детей данной категории свойственна
исключительная фотографичность. Память дошкольников с нарушениями речи устроена
таким образом, что в ней крепче фиксируются зрительные образы. Следовательно,
наглядный материал усваивается лучше вербального.
Чтобы
заученное стихотворение запомнилось надолго, необходимо трехкратное повторение
его в течение первых пяти дней. Чтобы дети не теряли интерес к стихотворению,
попросите рассказать стихотворение тихо или громко, шепотом, меняя интонацию.
Многократные повторения способствуют более прочному запоминанию. После
нескольких повторов дети способны рассказать стихотворение без вспомогательных
элементов. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания,
сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и
непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить
стихотворение. Использование иллюстраций на занятиях позволяет детям
эффективнее воспринимать и перерабатывать вербальную информацию.
Многолетний
опыт работы позволил накопить и систематизировать для детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) целую серию стихов. Для
большей эффективности была проведена классификация их с учётом лексических тем
и подобран картинно-графический материал, используемый в качестве зрительных
опор.
При
подборе стихов для заучивания, учитывался девиз японского ученого Масару Ибука:
«Стихи должны воспитывать в ребёнке благородные чувства, были изысканными,
красивыми и заслуживающими того, чтобы их помнили». В отобранных стихах строки
понятны и нравятся детям, так как они чаще весёлые, насыщены действиями и
событиями, в них живой язык, весёлые картинки, простые рифмы и позитивный
настрой.
В
процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности детей,
их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса к поэзии.
Молчаливым
детям предлагаются ритмичные стихи, потешки, песенки. Застенчивым — приятно
услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица.
Особого
внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха, так как
в основе освоения ребенком речи значительное место занимают именно ритм и
рифма.
В
связи с этим повышенное внимание уделяется умению подбирать рифмованные слова,
улавливать ритмическое созвучие стихотворных строк, развитию фонематического
слуха, что в свою очередь позволяет детям дошкольного возраста воспроизводить
стихотворные тексты с большей продуктивностью. Как известно, картинка позволяет
ребенку, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживать последовательность
событий.
В
результате специальных игр у детей данной категории активизируется словарь по
лексическим темам, развивается восприятие, внимание, память, воображение,
формируется умение наблюдать, сравнивать, выделять характерные признаки
предметов и явлений.
Настольно-печатные игры типа «Подбери рифму
(Рифмушечки)» направлены на развитие поэтического и фонематического слуха,
ознакомление со звуковым и слоговым составом слова. Данные игры могут быть
рекомендованы как для индивидуальной, так и для групповой работы с детьми
дошкольного возраста, совместной деятельности взрослого и ребенка. Дети
младшего и среднего дошкольного возраста быстро запоминают короткие стихи, в
которых много глаголов, существительных, где конкретность, образность
сочетаются с динамикой действия. Дети старшего дошкольного возраста запоминают
значительно большие по объему стихи (два четверостишия) даже с эпитетами и
метафорами. На характер заучивания положительно влияет интерес к содержанию
стихотворения.
Быстрое запоминание зависит от установки на
запоминание, мотивации (для чего нужно?). Это могут быть чтение стихов на
утреннике; чтение маме и бабушке, чтобы их порадовать; выступить перед малышами
и другие мотивы. Установка мобилизует память, внимание; ребенок старается
быстрее и лучше запомнить текст. Следует учитывать и то обстоятельство, что в
непроизвольной деятельности, когда не ставится задача запомнить стихотворение,
дети легко усваивают и запоминают целые страницы. В произвольной деятельности,
на занятиях, когда ставится задача запомнить стихотворение, дети испытывают
трудности.
Методика
заучивания стихов на основе картинно-графических схем основывается на
установлении смысловой связи между словом или предложением и картинкой.
Картинка помогает ребёнку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые
рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий. Т. е.
содержание одной, двух или четырёх строк стихотворения обозначается
определённой картинкой, наиболее ярко отражающей это описание.
Использование
опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей,
превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для дошкольников с
нарушениями речи.
Как
уже было отмечено, в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память,
и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ,
сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром
рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Заучивание
стихов с опорой на картинно-графические схемы активно развивает понимание
текста детьми с нарушениями речи, что является важнейшим условием хорошего
осмысленного запоминания, совершенствования долговременной памяти и развития
речи.
Успехов вам и вашим детям!
Подготовила учитель-логопед Кузнецова ЕА.
Бурачевская, О. В. Методика заучивания стихов на
основе картинно-графических схем / О. В. Бурачевская, Н. И. Бурачевская. непосредственный // Вопросы дошкольной
педагогики. — 2016. — № 1 (4). — С. 93-97.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 30.09.2024
Дата обновления: 30.09.2024
Дата публикации: 30.09.2024