10.10.2024
Дыхание - основа жизни. Правильное дыхание - основа
здоровья и долголетия.
Дыхательная гимнастика в стихах отлично развивает речевой
аппарат, координацию движений и дыхательную мускулатуру. К тому же в процессе
выполнения малыши часто запоминают строки понравившихся стишков и заодно
тренируют память.
Правила выполнения упражнений:
• вдыхаем
через нос, выдыхаем через рот;
•
плечики
не поднимаются;
•
вдохи
медленные и плавные, щечки не надуваются;
•
можно:
проветрить комнату;
•
нельзя:
заниматься сразу после еды.
«Ветерок»
«У-у-у-у-у...»
Так завывает ветер
То в поле, то в трубе.
А ну-ка ты попробуй:
Удастся ли тебе?
Произносим нараспев звукосочетания гласных: А, АО, АЭ, АИ,
АУ, О, ОА, ОЭ, ОИ, ОУ, Э, ЭА, ЭО, ЭИ, ЭУ, АОЭ, АЭО, АОИ, АЭУ, ОАЭ, ОЭА, ОАИ,
ОЭУ, ЭАО, ЭОА, ЭАИ, ЭОУ и т.д.
«Ёжик»
Ёжик добрый, не колючий,
Посмотри вокруг получше.
Поворот головы вправо – короткий шумный вдох носом, затем
поворот головы влево – выдох через полуоткрытые губы.
«Чудо-нос»
Носиком дышу,
Дышу свободно,
Глубоко и тихо –
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание.
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим:
Глубже, шире.
После слов «задержу дыхание» ребенок делает вдох, и
задерживает дыхание.
«Бегемотик»
Сели бегемотики,
Потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Выполняем упражнение в положении лежа или сидя. Ребенок
кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится
через нос.
"Мой воздушный шарик"
Цель: выработать более глубокий вдох,
сильный длительный выдох; активизировать мышцы губ.
Оборудование: воздушные шары.
Дети должны надуть воздушные шары, набирая
воздух через нос и медленно выдыхая его через рот.
Педагог сопровождает действия детей
стихотворным текстом:
Вариант 1.
Мой воздушный шарик, раз, два, три.
Легкий, как комарик, посмотри.
Носом я вдыхаю, не спешу,
За своим дыханием слежу.
Вариант 2.
Каждый день я в шарик дую,
Над дыханием колдую.
Шарик я надуть стремлюсь
И сильнее становлюсь.
"Яблоня"
Цель: развивать слуховое внимание, умение
координировать носовое и ротовое дыхание, выполнять согласованные движения
руками.
Педагог читает сказку, дети выполняют
движения по тексту:
Есть сказка новая у нас - интереснейший
рассказ.
Про то, как яблоня росла, и каждый год
весной цвела,
Все лето яблоки висели и потихоньку дружно
спели.
А эта яблоня какая? Да, да, красивая,
большая,
И много у нее ветвей, совсем как руки у
детей.
(Дети встают в круг, тесно прижавшись друг
к другу. Поднимают вверх соединенные руки, покачивают ими).
Солнце ласково нас греет, быстро яблоки
поспеют.
Вы посмотрите-ка на них, как много яблок
здесь больших.
(Дети разъединяют руки, сжимают их в
кулачки).
Что-то ветер разыгрался и раздулся,
разгулялся.
(Дети покачивают руками из стороны в
сторону).
Надо ветру помогать, тоже будем поддувать,
Носом воздух набираем, через ротик
выпускаем.
(Дети дуют все вместе).
Сразу яблоки упали и о землю застучали,
Вдруг, откуда ни возьмись, здесь зверята
собрались,
Быстро яблоки съедают, в лес обратно
убегают.
(Топают ногами).
Одно яблоко осталось, повисело еще
малость,
Дальше с яблони свалилось, по дорожке
покатилось.
Посмотреть на белый свет, хочешь верь, а
хочешь нет.
(Движение "веретено" согнутыми в локтях руками).
"Лесная азбука"
Цель: развивать фонационный (озвученный)
выдох, активизировать мышцы губ.
К детям в гости приходит персонаж Лесовик
и предлагает "уроки лесной азбуки". Дети повторяют за Лесовиком звуки
и действия,
"осваивают" лесную азбуку:
"У-У-У" - идет недобрый человек,
его надо прогнать (топать ногами).
"А-У-У" - путник заблудился, ему
надо показать дорогу (хлопать руками по бедрам, будто сучья трещат).
"Ы-Ы-Ы" - пришло время всем собраться на поляне
(хлопать в ладоши).
"Дует ветерок"
Цель: развивать фонационный (озвученный)
выдох, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику; активизировать мышцы
губ.
Педагог приглашает детей на прогулку. Дети
встают друг за другом и "змейкой" двигаются вперед. По сигналу
взрослого останавливаются и
выполняют движения:
Золотое солнышко по небу катается
С утра улыбается,
А улыбки-лучи очень горячи (дети
раскрывают пальцы на правой руке, изображая "солнышко" и встают в
круг).
Что было дальше?
Солнышко зашло за тучу (дети сжимают
пальцы левой руки в кулак, изображая "тучку").
Вдруг подул ветерок,
А гудел он так: У-У-У (дети делают носом вдох и произносят
на выдохе этот звук).
"Жуки"
Цель: развивать фонационный (озвученный)
выдох.
Оборудование: предметная картинка
"жук".
(Проводится, если ребенок правильно
произносит звук "ж").
Ребенок стоит, руки на поясе, корпус
поворачивает вправо-влево, произнося звук "ж". Взрослый произносит
рифмовку:
Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки,
Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим.
"Варим кашу"
Цель: развивать фонационный (озвученный)
выдох, умение действовать в коллективе.
Оборудование: детские стулья, поставленные
в виде круга.
Дети с педагогом договариваются варить
кашу и распределяют "роли": молоко, сахар, крупа, соль. На слова:
Раз, два, три,
Горшочек, вари!
("Продукты" поочередно входят в круг -
"горшочек").
«Каша варится»
(Дети , выпячивая живот и набирая воздуха
в грудь делают вдох, опуская грудь и втягивая живот - выдох и произносят:
"Ш-Ш-Ш").
Огонь прибавляют.
(Дети произносят: "Ш-Ш-Ш" в
убыстренном темпе).
Раз, два,три,
Горшочек, не вари.
"Дразнилка" или "Изобрази животное"
Цель: развивать речевое дыхание через
произнесение на выдохе слогов.
Взрослый произносит рифмовку, а ребенок
изображает животных звуками и движениями:
Люблю дразнить я хрюшек, барашков и
лягушек.
Весь день за ними я хожу и все твержу,
твержу:
Кар-кар, гав-гав, жу-жу.
"Веселые движения"
Цель: развивать речевое дыхание в процессе
произнесения стихотворных строк, умение сочетать речь с движениями.
Я люблю играть в футбол,
Забивать в ворота гол. (Имитация удара
ногой по мячу).
Я играю в баскетбол, (Имитация броска мяча
в кольцо).
И, конечно, в волейбол. (Имитация паса в
волейбол).
Методические указания. Каждая стихотворная строка
произносится на выдохе, перед произнесением следующей строки делается вдох.
Успехов вам и вашим детям! Учитель-логопед Кузнецова
Е.А.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.10.2024
Дата обновления: 10.10.2024
Дата публикации: 10.10.2024