Как помочь развитию речи детей раннего возраста

06.03.2024

Что родители могут делать с самого рождения ребенка для того, чтобы он заговорил естественным образом?

 В первые годы жизни   сенсорный канал восприятия информации о внешней среде (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание) у детей основной.

Поэтому необходимо давать ребенку как можно больше информации об окружающем мире,   любого рода сенсорных ощущений и стимулов.

•  Осязание

Теплые мамины руки, ее ласковые прикосновения, поглаживания, массаж, гимнастика, игрушки разных форм и фактур, пальчиковые игры — чем больше всего этого, тем лучше. Вода разной температуры , мягкий тканевый и резиновый мячики, пластмассовая погремушка и деревянный кубик, пальчиковые краски на палитре, песок в детской песочнице, фасолинки в банке и т. д. — мир так богат для тренировки чувства осязания!

•   Слух

Давайте малышу как можно больше информации, которую он может воспринимать на слух:

•   звуки музыки;

•   природы;

•   бытовых приборов в доме;

•   шум улицы из окна;

•   звуки родной речи и т.д.

Разговаривайте с крохой всегда и обо всем. У мамы это получается само собой, ведь речью сопровождаются любые ее действия: она озвучивает пеленание, кормление, купание, укладывание и называет предметы, окружающие ребенка, указывая на них.

Когда малыш начинает гулить, мама «поддерживает разговор»: отзывается на звуки, которые издает кроха, повторяет их и знакомит его с взрослой речью, которой малыш по мере взросления будет пытаться подражать.

•   Зрение

Заинтересовываем малыша окружающими его предметами, чтобы он научился фокусировать зрение и удерживать свое внимание на значимых объектах.

Можно подвесить над кроваткой яркие цветные предметы (например, воздушные шары, пушистые помпоны — они достаточно легкие и непременно привлекут внимание).

Некоторые модели мобилей укомплектовываются съемными игрушками — это помогает взрослым обеспечивать ребенку богатое стимулами пространство и разнообразить его.

Позже арсенал предметов окружающей действительности может пополняться бесконечно и за счет игрушек в доме, и за счет тех визуальных впечатлений, которые малыш будет получать, оказываясь вне дома: на городской улице, на речке, в лесу, в зоопарке.

•   Вкус

Мамино молоко, вода, чаи, соки, протертая и твердая пища — какое разнообразие консистенций и вкусов! Знакомьте малыша с ними, постепенно расширяя ассортимент продуктов, которые вы вводите в детское питание. Чем раньше ребенок познакомится с основными вкусами, тем менее привередлив в еде он будет позже.

Когда наступает время первого прикорма, важно называть продукты, которые мама предлагает малышу. Творог, кефир, сок, фруктовое пюре — это возможность знакомить малыша с названиями фруктов, овощей, рассказывать о животных. Например, о корове, которая дает молоко, говорит «му» и пасется на лугу.

•   Обоняние

Знакомство с запахами обогащает восприятие общей картины мира, но и создает у малыша определенное настроение, ассоциации и впоследствии — приятные воспоминания.Узнавайте запахи вместе с ребенком, учите его различать их и сравнивать — вдруг у вас растет будущий парфюмер?

•   Крупная моторика 

Важно мотивировать малыша активно двигаться   с первых недель жизни.   Не забывайте выделять достаточное количество времени, чтобы малыш мог свободно махать ножками и ручками. Когда кроха подрастет, создайте безопасное пространство для свободного движения в доме.

•    Мелкая моторика

О том, что мелкая моторика и речь связаны, не слышал разве только новорожденный. Речь — это продукт работы мышц и органов речевого аппарата, и, как и в случае тренировки любой другой мышцы, речь нужно развивать последовательными и регулярными занятиями.   Поэтому любая активность, направленная на стимулирование мелкой моторики, положительно влияет и на формирование речи.

И не забываем о развитии навыков самообслуживания с раннего детства: чашка, зубная щетка, столовые приборы, пуговицы на одежде, молнии, шнурки на ботинках — отличные тренажеры!

Читайте ребёнку книги

Чтобы развить речь малыша, читайте ему детские книги. Подбирайте иллюстрированные лёгкие для усвоения рассказы. показывайте ребёнку рисунок и проговаривайте : «это замок», «вот речка», «вот мостик» и так далее, это   поможет малышу запоминать слова.

Развивающие песенки и потешки

Прекрасно, если в арсенале мамы есть несколько стишков-потешек : их звучание полезно для развития у ребенка речи, чувства ритма, слуха. Для каждого вида деятельности – свой стишок, своя лексическая группа, свои интонации. Со временем малыш будет узнавать и сами процедуры, и слова, которые им соответствуют.

Заставляйте малыша подражать

Известно, что детям свойственно повторять за взрослыми. Используйте это в своих целях: произносите лёгкие слова, которые малыш без труда повторит, например, «баба», «мама», «деда», «баба».

Повторение звуков и слов

Продолжая взаимодействие с игрушками (вспомним нашу киску «мяу-мяу»), следует вводить новый в ситуацию новый элемент – побуждать ребенка проговаривать звук, который говорит животное. «Как говорит киска? Киска говорит «мяу». Ксюша, скажи, как говорит киска?».

Вербальное участие в диалоге со взрослыми

Возраст от 1,5 до 2 лет уже предполагает участие ребенка в диалоге вербально. Е вопросы и задания должны предполагать простой словесный ответ: «Что делает слоник?», «Как лает собачка?», «Кто пришел?», «Давай позовем папу. Как позовем папу?».

Играйте в игры, развивающие речь

Упражнения в форме игры — лучшее, что придумано для обучения детей. Вначале сыграйте в такую игру: кто дольше протянет определённый звук, тот и выиграл. Естественно, поддавайтесь ребёнку. Заранее подготовьте поощрительные призы, чтобы у малыша была мотивация играть.

 Игра «Кто в домике живет» замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки:

•   заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу;

•   далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу;

•  когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка;

•   Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.

•   Договаривание стихов

После полутора лет ребенок способен справиться и с договариванием стишков. Те стихи, которые вы уже изучили с малышом путем многократного повторения, уже наверняка хорошо впечатались ему в память.

При чтении попробуйте не договорить последнее слово строфы и попросите кроху закончить стишок, при этом можно беззвучно произнести слово, активно шевеля губами, чтоб ребенок понял, что от него хотят.

Подобное чтение стихотворений может стать одним из любимых ваших совместных занятий. Со временем можно будет побуждать малыша договаривать слово в каждой строке, а вскоре кроха удивит взрослых и целиком рассказанным стишком.

Артикуляционные упражнения

Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:Хочу такой сайт

•  задувать свечку;

•  дуть в дудочку;

•  дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;

•  надувать мыльные пузыри;

•  дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;

•  сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.

Вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать:

•  «прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз;

•   «часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо;

•   «дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается;

•   «вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней;

•   «воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;

•   «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком;

•   «чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним;

•   «лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки;

•   «выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.

Песенки, стишки и потешки для развития речи у детей 2 — 3 лет

Это самые действенные способы общения с маленькими детьми.

Стишки-рифмовки можно рассказывать, а можно напевать, используя различные мелодии. Основные принципы:

•  простая рифма;

•  повторение звуков или слов;

•  небольшой размер;

•  сопровождение жестами/действиями.

Основная цель потешек, пальчиковых игр, стишков:

•  эмоциональный контакт с ребенком;

•  развитие его речевых навыков;

•  массаж пальчиков;

•  изучение частей тела;

•  помощь в установлении режима.

Например, повторяя один и тот же стишок перед ночным сном, можно выработать у ребенка ожидание забавного стишка и понимание, что ему пора спать.

ВАЖНО: Маленькие дети нуждаются в соблюдении последовательности действий и порядке, это развивает чувство стабильности и защищенности.

Можно придумать или выбрать из имеющихся потешек по одной для разных случаев:

•  утренние гигиенические процедуры - стишок для умывания;

•  переодевание ребенка - стишок при переодевании;

•  подготовка к купанию - стишок для купания;

•  перед гимнастикой- стишок для гимнастики;

•  массаж пальчиков - стишок для массажа пальчиков;

•   перед сном - стишки на ночь.

Порадуют малыша и будут полезными и классические потешки «ладушки», «петушок-гребешок», «коза рогатая», «сорока белобока» и многие другие.

Успехов вам и вашим детям!

Консультацию подготовила учитель-логопед Кузнецова Е.эА.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 06.03.2024

Дата обновления: 09.04.2024

Дата публикации: 06.03.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».