Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5» (МАДОУ № 5)
Адрес: 624475 Свердловская область, г. Североуральск, п. Черемухово, ул. Калинина, д. 19а,
телефон: 8(34380) 4-72-32, 4-72-33, e-mail: mdou5@bk.ru адрес сайта: https://dou5.tvoysadik.ru/
ПРИНЯТО:
педагогическим советом
протокол № 7
от «30» мая 2025 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МАДОУ № 5
______________ Н.Г. Хвалова
Приказ № 167
от «02» июня 2025 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении педагогической диагностики достижения воспитанниками
планируемых результатов освоения
Образовательной программы дошкольного образования
п. Черемухово
2025 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о проведении педагогической диагностики достижения
воспитанниками планируемых результатов освоения Образовательной программы дошкольного
образования (далее – Положение) в Муниципальном автономном дошкольном образовательном
учреждении «Детский сад № 5» (далее – МАДОУ № 5) разработано на основании:
Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)
(вступила в силу для СССР 15.09.1990);
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
приказа Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной
образовательной программы дошкольного образования»;
приказа Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
Образовательной программы дошкольного образования МАДОУ № 5 (далее – ОП ДО);
Уставом МАДОУ № 5.
1.2. Вопрос о проведении педагогической диагностики воспитанников, формах ее
организации и методах решает непосредственно МАДОУ № 5 в соответствии с требованиями
ФГОС ДО И ФОП ДО.
1.3. Педагогическая диагностика представляет собой систематический сбор, анализ и
хранение данных об индивидуальном развитии воспитанников МАДОУ № 5, что обеспечивает
своевременную корректировку образовательного процесса.
1.4. Педагогическая диагностика достижений воспитанниками МАДОУ № 5
планируемых результатов освоения ОП ДО (далее – педагогическая диагностика) направлена на
изучение деятельностных умений ребенка, его интересов, предпочтений, склонностей,
личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
1.5. В рамках педагогической диагностики педагоги МАДОУ № 5 проводят оценку
индивидуального развития детей и анализируют освоение ими содержания пяти
образовательных областей:
* физическое развитие;
* социально-коммуникативное развитие;
* познавательное развитие;
* речевое развитие;
* художественно-эстетическое развитие.
1.6. Проведение педагогической диагностики воспитанников МАДОУ № 5 не требует
согласия их родителей (законных представителей).
1.7. При необходимости педагог-психолог МАДОУ № 5 проводит психологическую
диагностику развития детей с целью выявить и изучить индивидуально-психологические
особенности воспитанников.
1.8. Участие воспитанников МАДОУ № 5 в психологической диагностике допускается
только с согласия их родителей (законных представителей).
1.9. Результаты психологической диагностики используют для решения задач
психологического сопровождения и оказания адресной психологической помощи.
2. Основные цели, задачи и принципы педагогической диагностики
2.1. Цель педагогической диагностики – оценить индивидуальное развитие детей и
получить информацию об успешности освоения ими ОП ДО.
2.2. Задачи:
выявить особенности и динамику индивидуального возрастного развития каждого
ребенка;
составить на основе результатов диагностики индивидуальные образовательные
маршруты освоения ОП ДО;
скорректировать планирование, содержание и организацию образовательной
деятельности, совершенствовать РППС;
оптимизировать работу с группой детей.
2.3. Принципы педагогической диагностики:
принцип последовательности и преемственности – на начальном этапе освоения детьми
ОП ДО, а также при переходе их в следующую возрастную группу педагоги применяют
критерии и методы педагогической диагностики с учетом возраста детей и усложнения
образовательных задач и содержания образовательной деятельности;
принцип доступности – результаты педагогической диагностики доступны родителям
(законным представителям) воспитанников и педагогам, которые непосредственно с ними
работают, но не подлежат внешнему контролю, а в остальных случаях используются только в
обобщенном виде и не подлежат внешнему контролю;
принцип научности – в ходе педагогической диагностики педагоги выбирают изучаемые
показатели, диагностические методы, сроки и организацию обследования на основе научных
исследований;
принцип этичности – педагоги проводят педагогическую диагностику с соблюдением
этических норм и правил;
принцип оптимальности – педагоги организуют педагогическую диагностику без
нарушения режима пребывания детей в детском саду и минимальными усилиями получают
достаточное количество диагностической информации;
принцип системности и непрерывности – педагогическая диагностика проводится в
установленные сроки на протяжении всего периода пребывания детей в детском саду;
принцип динамичности – диагностический инструментарий, который применяют
педагоги, позволяет в установленные сроки провести педагогическую диагностику.
3. Организация проведения педагогической диагностики
3.1. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) воспитанников:
*позволяет фиксировать уровень актуального развития воспитанников и оценивать их
динамику;
*учитывать зону ближайшего развития воспитанников по каждому из направлений;
*позволяет рассматривать весь период развития ребенка как единый процесс без
условного разделения на разные возрастные этапы и при этом учитывать возрастные
закономерности развития на основе оценки изменений деятельности воспитанника;
*учитывает, представленные в ОП ДО, целевые ориентиры, но не использует их в
качестве основания для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
3.2. Педагогическая диагностика осуществляется во всех возрастных группах:
- стартовая диагностика – на начальном этапе освоения ребенком ОП ДО в зависимости
от времени, когда он поступил в МАДОУ № 5, и с учетом адаптационного периода – в течение
двух месяцев;
- в начале и в конце учебного года (финальная диагностика) – на завершающем этапе
освоения ОП ДО в каждой конкретной возрастной группе с целью определения динамики
развития детей;
- по запросу родителей (законных представителей) ребенка.
3.3. Результаты педагогической диагностики в начале (октябрь) педагоги фиксируют с 1го по 15-е число месяца, и в конце (апрель) учебного года педагоги фиксируют с 15-го по 30-е
число месяца.
3.4. Распределение функций при проведении педагогической диагностики
воспитанников:
заместитель заведующего по воспитательной и методической работе обеспечивает
условия для проведения объективной оценки индивидуального развития детей: помогает
выбрать диагностический инструментарий, консультирует педагогов, которые испытывают
сложности в проведении педагогической диагностики и анализе ее результатов;
специалисты МАДОУ № 5 (музыкальный руководитель, инструктор по физической
культуре) проводят педагогическую диагностику по своему направлению развития
воспитанников, педагог-психолог – психологическую диагностику при необходимости;
анализируют результаты диагностики и определяют задачи работы с детьми, в том числе
индивидуальной, коррекционной;
воспитатели проводят оценку индивидуального развития детей в своих возрастных
группах, анализируют результаты педагогической диагностики и определяют задачи работы с
детьми, в том числе индивидуальной.
3.5. Педагогическая диагностика воспитанников МАДОУ № 5 осуществляется с
помощью малоформализованных методов диагностики: наблюдение, беседы, анализ продуктов
детской деятельности, специальные диагностические ситуации.
3.6. При анализе показателей возрастного развития детей используются универсальные
маркеры. Фиксация показателей развития выражается в словесной (опосредованной) форме:
- сформирован - 2;
- находится в стадии формирования - 1;
- не сформирован - 0.
При оценивании устойчивости проявления показателя предполагается:
- показатель «сформирован» означает, что показатель устойчив, не зависит от
особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения
ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т. д.
- показатель «находится в стадии формирования» означает, что показатель периодически
проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны
взрослого, настроения ребенка и т. д.
- показатель «не сформирован» означает, что показатель проявляется крайне редко и его
появление носит случайный характер.
3.7. Большое количество маркеров «2» и «1» отражают уровень возрастной нормы
развития воспитанников МАДОУ № 5. Преобладание маркеров «0» указывает на
необходимость организовать или усилить индивидуальную работу с ребенком с учетом
выявленных проблем по конкретному направлению или направлениям и взаимодействие с
родителями с целью достижения совместными усилиями положительной динамики.
3.8. На основании полученных результатов в начале учебного года педагоги
проектируют образовательную деятельность с детьми каждой возрастной группы и планируют
индивидуальную траекторию развития по образовательным областям обучающихся с особыми
образовательными потребностями.
3.9. В конце учебного года проводится финальная педагогическая диагностика,
сравнительный анализ результатов на начало и конец учебного года с целью определить
эффективность педагогических воздействий. По результатам педагогической диагностики с
учетом выявленных проблем проводится проектирование педагогического процесса на новый
учебный год, а также организация методической работы с педагогами.
3.10. По результатам педагогической диагностики воспитатели и специалисты МАДОУ
№ 5 заполняют индивидуальные карты развития на каждого воспитанника, составляют
аналитические справки, которые предоставляют заместителю заведующего по воспитательной
и методической работе.
4. Инструментарий педагогической диагностики
4.1. Для проведения педагогической диагностики педагоги и специалисты МАДОУ № 5
используют авторские карты для диагностики развития детей от 2 до 7 лет:
- авт. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Верба А.С. «Ориентиры развития ребенка. Как
отследить динамику интеллектуального, эмоционального и физического развития детей» (на
каждый возрастной период с 3 до 7 лет);
- авт. Русанова Л.С. Карты развития детей к Программе раннего развития детей
«Маленькие ладошки».
4.2. В качестве основных методов, которые позволяют выявить степень освоения
воспитанниками ОП ДО и оценить уровень их развития, используются:
* наблюдение, которое дополняется свободным общением педагога с детьми, беседами,
играми, рассматриванием картинок;
* диагностические беседы;
* диагностические ситуации, включенные в образовательный процесс и режимные
моменты;
* анализ продуктов деятельности детей;
* диагностические беседы с родителями.
4.3. Наблюдение осуществляется педагогами во всех естественно возникающих
образовательных ситуациях: в группе, на прогулке, во время прихода детей в детский сад и
ухода из него.
5. Ответственность работников, осуществляющих педагогическую диагностику
5.1. Педагоги МАДОУ № 5 несут ответственность:
за тактичное отношение к каждому ребенку во время проведения диагностических
мероприятий, создание для каждого воспитанника ситуации успеха;
ознакомление с итогами обследования воспитанников соответствующих должностных
лиц (в рамках их должностных полномочий);
соблюдение конфиденциальности;
качество проведения обследования воспитанников;
доказательность выводов по итогам диагностики воспитанников;
оформление соответствующей документации по итогам проведения диагностических
мероприятий в установленные сроки.
6. Контроль
6.1. Контроль проведения и объективности оценки индивидуального развития
воспитанников МАДОУ № 5 осуществляет заместитель заведующего по воспитательной и
методической работе посредством:
- ежедневного текущего контроля;
- тематического контроля;
- оперативного контроля.
6.2. В рамках контроля заместитель заведующего по воспитательной и методической
работе организует посещение групп и анализ образовательной деятельности, режимных
моментов, обсуждение результатов с педагогами.
7. Документация
7.1. Педагоги, которые осуществляют педагогическую диагностику:
заполняют диагностические карты по пяти образовательным областям на начало и конец
учебного года;
проводят анализ по каждой образовательной области и составляют аналитическую
справку по результатам педагогической диагностики воспитанников своей группы;
в установленные сроки предоставляют аналитические справки заместителю
заведующего по воспитательной и методической работе, который обобщает результаты
педагогической диагностики воспитанников МАДОУ № 5;
на начало учебного года разрабатывают индивидуальные образовательные маршруты,
план индивидуальной работы с детьми, план работы с одаренными воспитанниками и детьми с
особыми образовательными потребностями (при необходимости).
7.2. Диагностические карты хранятся у педагогов, аналитический материал – в
методическом кабинете.
7.3. Карты оценки индивидуального развития детей, протоколы, записи в ходе
педагогической диагностики являются рабочими материалами педагогов и не подлежат
проверке. Их форму и способ ведения выбирает МАДОУ № 5 и закрепляет локальными актами.