Положение об индивидуальном образовательном маршруте ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5» (МАДОУ № 5)
Адрес: 624475 Свердловская область, г. Североуральск, п. Черемухово, ул. Калинина, д. 19а,
телефон: 8(34380) 4-72-32, 4-72-33, e-mail: mdou5@bk.ru адрес сайта: https://dou5.tvoysadik.ru/

ПРИНЯТО:
педагогическим советом
протокол № 7
от «30» мая 2025 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МАДОУ № 5
______________ Н.Г. Хвалова
Приказ № 167
от «02» июня 2025 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
об индивидуальном образовательном маршруте
ребенка с ограниченными возможностями здоровья
в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении
«Детский сад № 5»

п. Черемухово
2025 г.

1. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет структуру, содержание, порядок разработки и
утверждения индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ) ребенка с
ограниченными возможностями здоровья (далее – ребенок ОВЗ) в Муниципальном автономном
дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 5» (далее – МАДОУ № 5).
1.2. ИОМ – персональный путь реализации личностного потенциала ребенка с ОВЗ в
образовании и обучении.
1.3. Настоящее положение об ИОМ ребенка с ОВЗ (далее – Положение) разработано в
соответствии:
 с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 ФГОС ДО, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155;
 приказом Минпросвещения от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам дошкольного образования»;
 Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом от
24.11.2022 г. № 1022 (далее – ФАОП ДО);
 Образовательной программой дошкольного образования МАДОУ № 5 (далее – ОП ДО);
 СП 2.4.3648-20, утвержденными постановлением главного санитарного врача от
28.09.2020 № 28;
 СанПиН 1.2.3685-21.
1.4. ИОМ разрабатывается:
* для воспитанников, испытывающих трудности в освоении образовательных программ
дошкольного образования;
* для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
1.5. ИОМ для ребенка с ОВЗ рассматривается как путь профессиональной коррекции
особенностей его развития с целью освоения ФАОП ДО. Это путь компенсации трудностей в
обучении, а затем и реализации личностного потенциала ребенка с учетом образовательных
областей: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественноэстетического, физического развития.
1.6. ИОМ является приложением к адаптированной образовательной программе
дошкольного образования МАДОУ № 5 (далее - АОП ДО), осваиваемой воспитанником.
2. Цели и задачи ИОМ
2.1. Цели ИОМ:
- обеспечение права воспитанников МАДОУ № 5 на реализацию образовательного
процесса по индивидуальному образовательному маршруту;
- обеспечение воспитанникам равных стартовых возможностей при поступлении в
школу;
- создание
условий,
способствующих
развитию
личности
воспитанника,
обеспечивающих в полной мере реализацию его потенциальных возможностей с активным
привлечением родителей в образовательный процесс.

2.2. Задачи ИОМ:
- организовать единую систему работы администрации, педагогических работников,
медицинского работника МАДОУ № 5 и родителей по физическому, интеллектуальному,
эмоциональному и социально-личностному развитию ребенка;
- определить основные организационные механизмы для обучения воспитанников по
ИОМ;
- обеспечить возможности обучения по ИОМ на уровне дошкольного образования в
соответствии с требованиями ФГОС ДО.
3. Порядок разработки и реализации ИОМ
3.1. Разработка ИОМ.
3.1.1. ИОМ разрабатывается для ребенка с ОВЗ на основании заключения психологомедико-педагогической комиссии (ПМПК).
3.1.2. В соответствии с заключением ПМПК специалистами психолого-педагогического
консилиума (ППк) МАДОУ № 5:
- утверждаются кандидатуры воспитанников, требующие реализации ИОМ;
- согласуется основная цель составления ИОМ на конкретного воспитанника;
намечаются
этапы
построения
ИОМ
для
воспитанника на
основе
выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей;
- определяются возможные формы работы с воспитанником с целью реализации ИОМ,
методы педагогической поддержки, содержание работы;
- намечаются планируемые результаты ИОМ, сроки достижения результатов.
3.1.3. Работа по разработке и осуществлению деятельности по ИОМ отвечает
следующим принципам:
- принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития;
- принцип соблюдения интересов ребенка;
- принцип опоры на детскую субкультуру;
- принцип отказа от усредненного нормирования, избегание прямого оценочного
подхода при диагностическом обследовании уровня развития воспитанника.
3.1.4. Порядок составления ИОМ включает следующие этапы:
1) этап наблюдения. Цель – выявить воспитанников, испытывающих трудности:
личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или
комплексные;
2) этап диагностики. Цель – выявление и изучение индивидуально-психологических
особенностей дошкольника. Психологическую диагностику проводит педагог-психолог.
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия родителей
(законных представителей);
3)
этап
конструирования. Цель
–
построение
ИОМ
воспитанника
на
основе рекомендаций ПМПК, определения методов педагогической и (или) психологической
поддержки, содержания работы;
4) этап завершающей диагностики: проводится с целью выявить результаты реализации
ИОМ.
3.1.5. Проект ИОМ обсуждается с родителями (законными представителями)
воспитанника, после чего ИОМ утверждается приказом заведующего с учетом мнения
родителей (законных представителей).

3.1.6. По окончании первого года работы специалисты ППк делают выводы о
результатах работы и динамике развития с последующей корректировкой ИОМ либо с
решением об окончании реализации ИОМ.
3.2. Реализация ИОМ.
3.2.1. Реализация ИОМ в МАДОУ № 5 является обязательной для воспитанников – детей
с ОВЗ, детей-инвалидов и регулируется настоящим положением.
3.2.2. Реализация ИОМ осуществляется в МАДОУ № 5 с учетом требований СанПиН
1.2.3685-21.
3.2.3. Условия реализации ИОМ должны соответствовать условиям реализации АОП ДО.
4. Функциональные обязанности педагогов, участвующих в разработке
и реализации ИОМ
4.1. Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе обеспечивает:
* организацию работы в МАДОУ № 5 по информированию родителей (законных
представителей) воспитанников о возможности обучения для развития потенциала
воспитанников по индивидуальным образовательным маршрутам, прежде всего детейинвалидов, детей, имеющих статус ОВЗ по заключениям ПМПК;
* взаимодействие с участниками образовательных отношений по вопросам составления
и реализации ИОМ;
* контроль за реализацией ИОМ.
4.2. Педагог-психолог:
* проводит индивидуальное обследование ребенка с целью выявления уровня
психического развития, его индивидуальных особенностей, определения причин нарушений в
развитии и воспитании детей;
* участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках психологического сопровождения
воспитанника;
* отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ;
* проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ;
* изучает условия жизни и воспитания ребенка в семье.
4.3. Учитель-логопед:
* подробно обследует состояние всех структурных компонентов речи ребенка;
* устанавливает уровень речевого развития;
* участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках логопедического сопровождения
ребенка;
* отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ;
* проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ.
4.4. Учитель-дефектолог:
* развивает речь детей;
* устанавливает уровень развития психических процессов (мышления, восприятия,
памяти, внимания) и особенности познавательной деятельности;
* устанавливает уровень сформированности представлений о себе и окружающем мире;
* устанавливает уровень сформированности элементарных математических
представлений;
* участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках дефектологического
сопровождения ребенка;
* отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ;

* проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ.
4.5. Воспитатель:
* проводит педагогическую диагностику ребенка;
* участвует в реализации ИОМ воспитанника в соответствии с АОП ДО, возрастными и
индивидуальными возможностями ребенка;
* отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ;
* выполняет рекомендации специалистов для закрепления, развития ребенка.
4.6. Тьютор:
* участвует в разработке и реализации ИОМ;
* взаимодействует с участниками образовательных отношений по вопросам составления
и реализации ИОМ;
* осуществляет общее тьюторское сопровождение ИОМ в рамках реализации АОП ДО;
* проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ.
5. Формы работы по ИОМ
5.1. Формы работы, используемые при организации деятельности в соответствии с ИОМ:
 беседы, занятия продуктивной деятельностью, чтение художественной литературы,
этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами;
 игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально-личностной и
поведенческой сфер: развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с
окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и
ослабление негативных эмоций;
 занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов (памяти, внимания,
восприятия, мышления, воображения), речевых навыков;
 приемы арт-терапии, куклотерапии, изотерапии, сказкотерапии, биоэнергопластики;
 релаксационные психогимнастические упражнения: расслабление мышц лица, шеи,
туловища, рук, ног;
 нейропсихологические игры и упражнения;
 формы работы в соответствии с имеющимися способностями воспитанника.









6. Структура ИОМ
6.1. ИОМ содержит:
1. Титульный лист:
наименование образовательного учреждения;
гриф утверждения руководителем образовательного учреждения;
гриф согласования с педагогическим советом учреждения;
наименование ИОМ;
срок реализации ИОМ;
Ф. И. О. специалистов сопровождения ИОМ ребенка;
согласование с родителями (законными представителями) воспитанника.
2. Целевой раздел
Пояснительная записка;
цель и задачи ИОМ;
заключение ПМПК;
планируемые результаты.

3. Содержательный раздел
содержание образовательной деятельности по пяти образовательным областям;
направления и содержание работы по коррекции нарушений развития ребенка;
организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями).
4. Организационный раздел
график индивидуальных занятий со специалистами;
особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;
обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
7. Ответственность
7.1. Педагогические работники, назначенные приказом заведующего МДОУ № 5 за
организацию работы с воспитанником в соответствии с ИОМ, несут ответственность за
реализацию ИОМ в полном объеме.
7.2. В конце учебного года заместитель заведующего по воспитательной и методической
работе проводит анализ эффективности реализации ИОМ, оформляет аналитическую справку и
разрабатывает рекомендации педагогам МАДОУ № 5 для дальнейшего сопровождения ребенка
с ОВЗ в образовательно-воспитательном процессе.
8. Заключительные положения
8.1. Изменения и дополнения в Положение вносятся педагогическим советом с учетом
мнения родителей (законных представителей) ребенка.
8.2. Положение действует до принятия нового.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».