Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5» (МАДОУ № 5)
Адрес: 624475 Свердловская область, г. Североуральск, п. Черемухово, ул. Калинина, д. 19а,
телефон: 8(34380) 4-72-32, 4-72-33, e-mail: mdou5@bk.ru адрес сайта: https://dou5.tvoysadik.ru/
ПРИНЯТО:
педагогическим советом
протокол № 7
от «30» мая 2025 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МАДОУ № 5
______________ Н.Г. Хвалова
Приказ № 167
от «02» июня 2025 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
об индивидуальном образовательном маршруте
ребенка с ограниченными возможностями здоровья
в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении
«Детский сад № 5»
п. Черемухово
2025 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет структуру, содержание, порядок разработки и
утверждения индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ) ребенка с
ограниченными возможностями здоровья (далее – ребенок ОВЗ) в Муниципальном автономном
дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 5» (далее – МАДОУ № 5).
1.2. ИОМ – персональный путь реализации личностного потенциала ребенка с ОВЗ в
образовании и обучении.
1.3. Настоящее положение об ИОМ ребенка с ОВЗ (далее – Положение) разработано в
соответствии:
с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
ФГОС ДО, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155;
приказом Минпросвещения от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам дошкольного образования»;
Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом от
24.11.2022 г. № 1022 (далее – ФАОП ДО);
Образовательной программой дошкольного образования МАДОУ № 5 (далее – ОП ДО);
СП 2.4.3648-20, утвержденными постановлением главного санитарного врача от
28.09.2020 № 28;
СанПиН 1.2.3685-21.
1.4. ИОМ разрабатывается:
* для воспитанников, испытывающих трудности в освоении образовательных программ
дошкольного образования;
* для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
1.5. ИОМ для ребенка с ОВЗ рассматривается как путь профессиональной коррекции
особенностей его развития с целью освоения ФАОП ДО. Это путь компенсации трудностей в
обучении, а затем и реализации личностного потенциала ребенка с учетом образовательных
областей: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественноэстетического, физического развития.
1.6. ИОМ является приложением к адаптированной образовательной программе
дошкольного образования МАДОУ № 5 (далее - АОП ДО), осваиваемой воспитанником.
2. Цели и задачи ИОМ
2.1. Цели ИОМ:
- обеспечение права воспитанников МАДОУ № 5 на реализацию образовательного
процесса по индивидуальному образовательному маршруту;
- обеспечение воспитанникам равных стартовых возможностей при поступлении в
школу;
- создание
условий,
способствующих
развитию
личности
воспитанника,
обеспечивающих в полной мере реализацию его потенциальных возможностей с активным
привлечением родителей в образовательный процесс.
2.2. Задачи ИОМ:
- организовать единую систему работы администрации, педагогических работников,
медицинского работника МАДОУ № 5 и родителей по физическому, интеллектуальному,
эмоциональному и социально-личностному развитию ребенка;
- определить основные организационные механизмы для обучения воспитанников по
ИОМ;
- обеспечить возможности обучения по ИОМ на уровне дошкольного образования в
соответствии с требованиями ФГОС ДО.
3. Порядок разработки и реализации ИОМ
3.1. Разработка ИОМ.
3.1.1. ИОМ разрабатывается для ребенка с ОВЗ на основании заключения психологомедико-педагогической комиссии (ПМПК).
3.1.2. В соответствии с заключением ПМПК специалистами психолого-педагогического
консилиума (ППк) МАДОУ № 5:
- утверждаются кандидатуры воспитанников, требующие реализации ИОМ;
- согласуется основная цель составления ИОМ на конкретного воспитанника;
намечаются
этапы
построения
ИОМ
для
воспитанника на
основе
выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей;
- определяются возможные формы работы с воспитанником с целью реализации ИОМ,
методы педагогической поддержки, содержание работы;
- намечаются планируемые результаты ИОМ, сроки достижения результатов.
3.1.3. Работа по разработке и осуществлению деятельности по ИОМ отвечает
следующим принципам:
- принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития;
- принцип соблюдения интересов ребенка;
- принцип опоры на детскую субкультуру;
- принцип отказа от усредненного нормирования, избегание прямого оценочного
подхода при диагностическом обследовании уровня развития воспитанника.
3.1.4. Порядок составления ИОМ включает следующие этапы:
1) этап наблюдения. Цель – выявить воспитанников, испытывающих трудности:
личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или
комплексные;
2) этап диагностики. Цель – выявление и изучение индивидуально-психологических
особенностей дошкольника. Психологическую диагностику проводит педагог-психолог.
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия родителей
(законных представителей);
3)
этап
конструирования. Цель
–
построение
ИОМ
воспитанника
на
основе рекомендаций ПМПК, определения методов педагогической и (или) психологической
поддержки, содержания работы;
4) этап завершающей диагностики: проводится с целью выявить результаты реализации
ИОМ.
3.1.5. Проект ИОМ обсуждается с родителями (законными представителями)
воспитанника, после чего ИОМ утверждается приказом заведующего с учетом мнения
родителей (законных представителей).
3.1.6. По окончании первого года работы специалисты ППк делают выводы о
результатах работы и динамике развития с последующей корректировкой ИОМ либо с
решением об окончании реализации ИОМ.
3.2. Реализация ИОМ.
3.2.1. Реализация ИОМ в МАДОУ № 5 является обязательной для воспитанников – детей
с ОВЗ, детей-инвалидов и регулируется настоящим положением.
3.2.2. Реализация ИОМ осуществляется в МАДОУ № 5 с учетом требований СанПиН
1.2.3685-21.
3.2.3. Условия реализации ИОМ должны соответствовать условиям реализации АОП ДО.
4. Функциональные обязанности педагогов, участвующих в разработке
и реализации ИОМ
4.1. Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе обеспечивает:
* организацию работы в МАДОУ № 5 по информированию родителей (законных
представителей) воспитанников о возможности обучения для развития потенциала
воспитанников по индивидуальным образовательным маршрутам, прежде всего детейинвалидов, детей, имеющих статус ОВЗ по заключениям ПМПК;
* взаимодействие с участниками образовательных отношений по вопросам составления
и реализации ИОМ;
* контроль за реализацией ИОМ.
4.2. Педагог-психолог:
* проводит индивидуальное обследование ребенка с целью выявления уровня
психического развития, его индивидуальных особенностей, определения причин нарушений в
развитии и воспитании детей;
* участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках психологического сопровождения
воспитанника;
* отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ;
* проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ;
* изучает условия жизни и воспитания ребенка в семье.
4.3. Учитель-логопед:
* подробно обследует состояние всех структурных компонентов речи ребенка;
* устанавливает уровень речевого развития;
* участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках логопедического сопровождения
ребенка;
* отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ;
* проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ.
4.4. Учитель-дефектолог:
* развивает речь детей;
* устанавливает уровень развития психических процессов (мышления, восприятия,
памяти, внимания) и особенности познавательной деятельности;
* устанавливает уровень сформированности представлений о себе и окружающем мире;
* устанавливает уровень сформированности элементарных математических
представлений;
* участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках дефектологического
сопровождения ребенка;
* отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ;
* проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ.
4.5. Воспитатель:
* проводит педагогическую диагностику ребенка;
* участвует в реализации ИОМ воспитанника в соответствии с АОП ДО, возрастными и
индивидуальными возможностями ребенка;
* отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ;
* выполняет рекомендации специалистов для закрепления, развития ребенка.
4.6. Тьютор:
* участвует в разработке и реализации ИОМ;
* взаимодействует с участниками образовательных отношений по вопросам составления
и реализации ИОМ;
* осуществляет общее тьюторское сопровождение ИОМ в рамках реализации АОП ДО;
* проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ.
5. Формы работы по ИОМ
5.1. Формы работы, используемые при организации деятельности в соответствии с ИОМ:
беседы, занятия продуктивной деятельностью, чтение художественной литературы,
этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами;
игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально-личностной и
поведенческой сфер: развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с
окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и
ослабление негативных эмоций;
занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов (памяти, внимания,
восприятия, мышления, воображения), речевых навыков;
приемы арт-терапии, куклотерапии, изотерапии, сказкотерапии, биоэнергопластики;
релаксационные психогимнастические упражнения: расслабление мышц лица, шеи,
туловища, рук, ног;
нейропсихологические игры и упражнения;
формы работы в соответствии с имеющимися способностями воспитанника.
6. Структура ИОМ
6.1. ИОМ содержит:
1. Титульный лист:
наименование образовательного учреждения;
гриф утверждения руководителем образовательного учреждения;
гриф согласования с педагогическим советом учреждения;
наименование ИОМ;
срок реализации ИОМ;
Ф. И. О. специалистов сопровождения ИОМ ребенка;
согласование с родителями (законными представителями) воспитанника.
2. Целевой раздел
Пояснительная записка;
цель и задачи ИОМ;
заключение ПМПК;
планируемые результаты.
3. Содержательный раздел
содержание образовательной деятельности по пяти образовательным областям;
направления и содержание работы по коррекции нарушений развития ребенка;
организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями).
4. Организационный раздел
график индивидуальных занятий со специалистами;
особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;
обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
7. Ответственность
7.1. Педагогические работники, назначенные приказом заведующего МДОУ № 5 за
организацию работы с воспитанником в соответствии с ИОМ, несут ответственность за
реализацию ИОМ в полном объеме.
7.2. В конце учебного года заместитель заведующего по воспитательной и методической
работе проводит анализ эффективности реализации ИОМ, оформляет аналитическую справку и
разрабатывает рекомендации педагогам МАДОУ № 5 для дальнейшего сопровождения ребенка
с ОВЗ в образовательно-воспитательном процессе.
8. Заключительные положения
8.1. Изменения и дополнения в Положение вносятся педагогическим советом с учетом
мнения родителей (законных представителей) ребенка.
8.2. Положение действует до принятия нового.