Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» (МАДОУ № 5) Адрес: 624475 Свердловская область, г. Североуральск, п. Черемухово, ул. Калинина, д. 5, телефон: (34380) 4-77-29, 4-77-05; 624475 Свердловская область, г. Североуральск, п. Черемухово, ул. Калинина, д. 19а, телефон: (34380) 4-72-32, 4-72-33, e-mail: mdou5@bk.ru адрес сайта: http://dou5.ru УЧЕБНЫЙ ПЛАН образовательной программы дошкольного образования, срок реализации 5,5 лет (2023 - 2028 гг) п. Черемухово 2023 г. Пояснительная записка Структура Учебного плана Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 5» (далее – МАДОУ № 5) учитывает в полном объеме возрастные психофизические особенности воспитанников, отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья и установлена в соответствии с Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Продолжительность образовательной деятельности: Возраст От 1,5 до 2 лет От 2 до 3 лет От 3 до 4 лет От 4 до 5 лет От 5 до 6 лет От 6 до 7 лет Длительность образовательной деятельности Не более 8 минут Не более 10 минут Не более 15 минут Не более 20 минут Не более 25 минут Не более 30 минут Для детей раннего возраста допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (8 – 10 минут). Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна (25 – 30 минут в день). В середине времени, отведенного на образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами образовательной деятельности - не менее 10 минут. В МАДОУ № 5 применяется комплексно-тематический подход к организации образовательного процесса. Он подразумевает объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой темы. В качестве тем могут выступать организующие моменты, тематические недели, события, реализация проектов, сезонные явления в природе, праздники, традиции. При этом, что немаловажно, реализация комплекснотематического принципа тесно взаимосвязана с интеграцией образовательных областей и с интеграцией детских деятельностей. Образовательный процесс в МАДОУ № 5 организован в форме тематических недель и тематических образовательных проектов (старшая и подготовительная группы), в которых комплекс различных детских деятельностей объединен вокруг единой темы. Именно через различные виды детской деятельности педагоги реализуют содержание всех пяти образовательных областей. В течение каждой тематической недели педагог проектирует и организует свою деятельность по четырем блокам: I блок. Образовательная деятельность по реализации содержания образовательных областей в процессе специально организованных занятий. Для реализации образовательной области «Познавательное развитие» проводятся занятия по направлениям: * «Ознакомление с окружающим миром (предметное, природное, социальное окружение)» (в интеграции с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие», а также «Художественно-эстетическое развитие»; * «Формирование элементарных математических представлений» (в интеграции с образовательными областями «Речевое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие»); * «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» (в интеграции с образовательными областями «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»); * «Конструктивно-модельная деятельность (техническое конструирование из строительного материала, деталей конструкторов, крупногабаритных модулей)» (в интеграции с образовательными областями «Речевое развитие», «Социальнокоммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»). Для реализации образовательной области «Речевое развитие» (в интеграции со всеми образовательными областями) в тематическом планировании предлагаются занятия по направлениям: * «Развитие речи»; * «Приобщение к художественной литературе». Для реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (в интеграции со всеми образовательными областями) предлагаются занятия по направлениям: * Изобразительная деятельность - рисование, лепка, аппликация, прикладное и народное декоративно-прикладное творчество (творческое конструирование из природного и бросового материалов, из бумаги); * Музыкальная деятельность; * Театрализованная деятельность. Для реализации образовательной области «Физическое развитие» проводятся занятия по направлениям: * «Физическая культура»; * «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни». А также проводятся физкультурные праздники, досуги, соревнования, в занятия по реализации иных образовательных областей включаются динамические паузы. II блок. Образовательная деятельность по реализации содержания образовательных областей вне занятий, в разных формах совместной деятельности педагога и детей. Среди различных форм совместной деятельности взрослых и детей в детском саду используется: * игра (сюжетная, дидактическая, с правилами), * ситуация (решение ситуативных задач), * проектная деятельность, * мастерская, * коллекционирование, * чтение педагогом и восприятие детьми художественной и познавательной литературы, * экспериментирование и исследование, * беседа, * викторины и конкурсы, * наблюдения, * экскурсии, * работа в книжном уголке. III блок. Самостоятельная деятельность детей в режиме дня. IV блок. Взаимодействие с семьями детей – образовательная деятельность по реализации содержания образовательных областей в процессе сотрудничества детского сада с семьей. Как правило, первое знакомство детей с темой недели происходит при освоении образовательной области «Познавательное развитие» (в интеграции с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие»), на занятии «Ознакомление с окружающим миром». С темой недели связана специально организованная детская деятельность – коммуникативная, игровая, продуктивная, трудовая, музыкальная, поисково-экспериментальная, конструктивная, восприятие художественной литературы, двигательная активность, – через которую реализуются все образовательные области. Эти виды детской деятельности осуществляются как в форме специально организованных занятий – по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, конструированию, лепке, рисованию, аппликации, музыке и физкультуре (I блок), – так и в различных формах совместной деятельности педагогов и детей вне занятий: игре (сюжетной, дидактической, с правилами), педагогической ситуации, мастерской, коллекционировании, чтении художественной литературы, экспериментировании и исследовании, наблюдениях, экскурсиях, беседах, викторинах и конкурсах (II блок). Для специально организованных занятий предусмотрено три группы целей: обучающие, воспитательные и развивающие. К каждой группе целей формируются сначала общие цели в соответствии с ФГОС ДО, а затем дополняются целями дидактическими, связанными со спецификой и содержанием данного занятия. Блок самостоятельной деятельности детей (III блок) представлен через перечень мероприятий, которые должен провести воспитатель по организации развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, организация всего помещения группы, размещение атрибутов для сюжетно-ролевых игр детей). Представлены также краткие рекомендации воспитателю по организации детской игры. Взаимодействие и сотрудничество педагогов с семьями детей по реализации Программы (IV блок) осуществляется посредством кратких рекомендаций для родителей, советов по организации домашних занятий, наблюдений в природе, домашнего чтения детям. Рассматривая разные направления организации образовательного процесса, реализуется одно из важных положений ФГОС ДО: «Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в Организации». Именно учет указанных четырех направлений позволяет осуществлять непрерывный образовательный процесс, охватывая все виды активности ребенка и делая его активным участником образовательного процесса. В Учебном плане представлены названия тематических недель для всех возрастных групп детского сада и тематических образовательных проектов для групп старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная к школе группы). УЧЕБНЫЙ ПЛАН обязательной части ОП ДО в группах общеразвивающей/комбинированной направленности для детей дошкольного возраста (3 - 7 лет) на учебный год Образовательная область Виды деятельности детей 3 – 4 года Н Социально – коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Формирование первичных ценностных представлений (патриотическое/нравственное воспитание) Развитие коммуникативных и регуляторных способностей (общение, общепринятые нормы и правила, саморегуляция, самостоятельность) Формирование социальных представлений, умений, навыков (игра, самообслуживание, труд, основы безопасности) Формирование элементарных математических представлений Ознакомление с окружающим миром (предметное, природное, социальное окружение) Развитие познавательно – исследовательской деятельности Конструктивно-модельная деятельность Развитие речи Количество часов в неделю (Н), месяц (М), год (Г) (минуты и/или количество периодов) 4 – 5 лет 5 – 6 лет М Г Н М Г Н М 6 – 7 лет Г Н М Г * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * 1 4 36 2 8 72 2 8 72 2 8 72 1 4 36 1 4 36 1 4 36 1 4 36 * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * 1 4 36 1 4 36 2 8 72 2 8 72 Художественно – эстетическое развитие Физическое развитие Приобщение к художественной литературе, фольклору Изобразительная деятельность: - рисование * * * * * * * * * * * * 1 4 36 1 4 36 1 4 36 1 4 36 - лепка / аппликация 1 4 36 1 4 36 1 4 36 1 4 36 Музыкальная деятельность 2 8 72 2 8 72 2 8 72 2 8 72 Театрализованная деятельность, приобщение к искусству Физическая культура * * * * * * * * * * * * 3 12 108 3 12 108 3 12 108 3 12 108 * * * * * * * * * * * 40 360 11 44 396 12 48 432 12 48 432 Формирование начальных * представлений о здоровом образе жизни 10 Итого в обязательной части Примечание. Восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд осуществляется в ходе образовательной деятельности с детьми в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей. В таблице обозначено *. УЧЕБНЫЙ ПЛАН части, формируемой участниками образовательных отношений ОП ДО в группах общеразвивающей/комбинированной направленности для детей дошкольного возраста (3 – 7 лет) на учебный год Образовательная область Количество часов в неделю (Н), месяц (М), год (Г) (минуты и/или количество периодов) Виды деятельности детей 3 – 4 года Н Социально – коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно – эстетическое развитие 4 – 5 года М Г Н 5 – 6 лет М Г Н 6 – 7 лет М Г Н М Г Игровая деятельность * * * * * * * * * * * * Познавательно – исследовательская / игровая деятельность Коммуникативная деятельность Восприятие художественной литературы, фольклора Подготовка к обучению грамоте, пропедевтика Изобразительная деятельность * * * 1 раз 1 в мес. 9 1 раз 1 в мес. 9 1 раз 1 в мес. 9 * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * 1 4 36 1 4 36 1 4 36 1 4 36 9 1 раз в мес. 1 9 1 раз в мес. 1 9 1 раз в мес. 1 Музыкальная деятельность 1 раз в мес. 1 1 раз 1 в мес. * * 9 1 раз 1 в мес. 1 раз 1 в мес. 2 8 9 1 раз 1 в мес. 1 раз 1 в мес. 2 8 9 1 раз 1 в мес. 1 раз 1 в мес. 2 8 9 9 Физическое Двигательная деятельность * 9 9 9 развитие 6 54 72 72 72 Итого в части, формируемой участниками 1 образовательных отношений Примечание. Восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд осуществляется в ходе образовательной деятельности с детьми в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей. В таблице обозначено *. УЧЕБНЫЙ ПЛАН обязательной части ОП ДО в группах общеразвивающей направленности для детей раннего возраста (с 1,5 до 2 лет) на учебный год Образовательная область Социально- Вид деятельности детей / виды игр – занятий Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи Количество часов в неделю (минуты / кол-во периодов) Н М Г 1 4 36 коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно- Игровая деятельность со строительным материалом 1 4 36 Игровая деятельность с дидактическим материалом 2 8 72 Понимание речи и развитие речи 2 8 72 Художественная литература * * * Музыкальная деятельность 2 8 72 Развитие движений 2 8 72 10 40 360 эстетическое развитие Физическое развитие Итого в обязательной части Примечание. 1. В группах раннего возраста 8 недель выделено на адаптацию вновь прибывших детей к условиям детского сада. Адаптационный период включает в себя игровую деятельность, направленную на формирование эмоциональных контактов «ребенок-взрослый» и «ребенокребенок», обязательно включающей игры и упражнения. 2. Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), организуется в совместной деятельности с детьми. УЧЕБНЫЙ ПЛАН обязательной части ОП ДО в группах общеразвивающей направленности для детей раннего возраста (с 2 до 3 лет) на учебный год Образовательная область Социально – коммуникативное развитие Познавательное развитие Виды деятельности детей Формирование первичных ценностных представлений (нравственное воспитание) Развитие коммуникативных, регуляторных способностей (общение, общепринятые нормы и правила, саморегуляция) Формирование социальных представлений, умений, навыков (игра, самообслуживание, труд, основы безопасности) Формирование элементарных математических представлений * * * * * * * * * 1 4 36 1 4 36 * * * Развитие речи 1 4 36 Восприятие художественной литературы, фольклора * * * - рисование 1 4 36 - лепка 1 4 36 Музыкальная деятельность 2 8 72 Конструктивно – модельная деятельность * * * Физическая культура 3 12 108 Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни * * * Воспитание культурно-гигиенических навыков * * * Ознакомление с окружающим миром (предметное, природное, социальное окружение) Сенсорное развитие Речевое развитие Художественно – эстетическое развитие Физическое развитие Количество часов в неделю (Н), месяц (М), год (Г) (минуты и/или количество периодов) Н М Г Изобразительная деятельность: Итого в обязательной части 10 40 360 Примечание. Восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд осуществляется в ходе образовательной деятельности с детьми в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей. В таблице обозначено *. УЧЕБНЫЙ ПЛАН части, формируемой участниками образовательных отношений ОП ДО в группах общеразвивающей направленности для детей раннего возраста (с 2 до 3 лет) на учебный год Образовательная область Виды деятельности детей Социально – коммуникативное развитие Познавательное развитие Игровая деятельность Речевое развитие Художественно – эстетическое развитие Физическое развитие Количество часов в неделю (Н), месяц (М), год (Г) (минуты и/или количество периодов) Н М Г * * * Познавательно – исследовательская / игровая деятельность * * * Коммуникативная деятельность * * * Восприятие художественной литературы, фольклора * * * - рисование 1 раз в мес. 1 9 Музыкальная деятельность 1 раз в мес. 1 9 Двигательная деятельность * * * 2 18 Изобразительная деятельность: Итого в части, формируемой участниками образовательных отношений Примечание. Восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд осуществляется в ходе образовательной деятельности с детьми в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей. В таблице обозначено *. УЧЕБНЫЙ ПЛАН в форме тематических недель и тематических образовательных проектов Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет) Неделя 1-ая неделя 2-ая неделя 3-я неделя 4-ая неделя Сентябрь Лес. Грибы. Ягоды. Деревья. Растения. Огород. Фрукты. Овощи. Домашние и дикие животные, птицы, подготовка к зиме. Осень, сезонные изменения в природе, одежде. Октябрь Осень. Наш участок осенью. Человек. Части тела. Мебель. Дом. Транспорт. Профессии. Ноябрь Опасные предметы. Декабрь Зима. Месяц Январь Мои любимые игры и игрушки. Зимняя одежда. Зимние забавы. Птицы, дикие и домашние животные зимой. Моя семья. Сезонные явления и изменения в природе. Елочка-красавица, детям очень нравится. Новогодний праздник. Народная игрушка. Дом и что есть в нем. Февраль Посуда. Накрываем на стол. Продукты питания. День защитников Отечества. Военные профессии. Март Мамин день. Обувь. Профессии. Весна. Апрель Весна. Наш участок весной. Животные, птицы весной. Волшебный космос. Неделя здоровья. Май 1 мая – труд людей. День Победы. В гостях у сказки. Лето. Сезонные изменения в природе/одежде. Июнь Безопасность летом. Играем с водой и песком. Первые эксперименты. Мой дом. Транспорт Июль Разноцветная неделя. Деревья. Ягоды и фрукты. Насекомые. Август Одежда и обувь. Овощи. Домашние животные. Любимые сказки УЧЕБНЫЙ ПЛАН в форме тематических недель и тематических образовательных проектов Младшая группа (от 3 до 4 лет) и средняя группа (от 4 до 5 лет) Неделя Месяц Сентябрь Октябрь 1-ая неделя Лес. Грибы. Ягоды. Деревья. Растения. Осень. Сезонные изменения в природе. Ноябрь Родина. Наш край. Адрес. Декабрь Зима. Январь 2-ая неделя 3-я неделя 4-ая неделя Сад. Огород. Фрукты. Овощи. Домашние и дикие животные, птицы. Осень. Сезонные изменения в природе/одежде. Перелетные и зимующие птицы. Дом. Квартира. Мебель. Транспорт. Профессии. Сезонные изменения и явления в природе. ТОП: Семья. Профессии. Зимняя одежда. Зимние забавы. Кто как к зиме приготовился (животные/птицы) Скоро праздник - Новый год! ТОП: Зимние виды спорта. ТОП: Родина. День защитников Отечества. «Военные» профессии. Февраль Март Мамин праздник. ТН: Фольклор. Народные традиции. Народная игрушка. Апрель Весна. Птицы весной. Космос. День Земли. Май 1 мая – труд людей весной. Профессии. Транспорт. День Победы. Сад. Огород. Первые цветы. Насекомые. Скоро лето! Июнь День защиты детей. Безопасность в летний период. Наблюдаем за насекомыми. Июль Полевые/садовые цветы. Любимые сказки. Народные игрушки. Август Неделя здоровья. Птицы нашего поселка. Неделя экспериментирования. ТОП – тематический образовательный проект; ТН – тематическая неделя Весна. Безопасность дорожного движения. Растения на участке детского сада. Мы любим спорт. УЧЕБНЫЙ ПЛАН в форме тематических недель и тематических образовательных проектов Старшая группа (от 5 до 6 лет) и подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) Неделя Месяц 1-ая неделя 2-ая неделя 3-я неделя 4-ая неделя Сентябрь Лес. Грибы. Ягоды. Деревья. Растения. Сад. Огород. Фрукты. Овощи. Домашние и дикие животные, птицы. Осень. Изменения в природе/одежде. Осень. Изменения в природе. Перелетные и зимующие птицы. Дом. Квартира. Мебель. Транспорт. Профессии. Ноябрь Родина. Наша край. ТОП: История нашего поселка. ТОП: Семья. Профессия. Сезонные изменения в природе: готовимся к зиме. Декабрь Зимушка-зима. ТОП: Зимние игры и забавы. Октябрь ТН: Народные праздники. Русский фольклор. Январь ТН: Продукты питания – праздничные блюда. Птицы, домашние/дикие животные зимой. Любимый праздник – Новый год! ТОП: Зимние виды спорта. ТОП: Родина. День защитника Отечества. Роды войск/военные профессии. Февраль Март Международный женский день. ТОП: Народные традиции, обычаи. Народная игрушка. Весна. Апрель ТН: Ранняя весна. ТН: Покорение космоса. День Земли. Май 1 мая – труд людей весной. Профессии. Транспорт. Июнь ТН: День защиты детей. ТН: Сад. Огород. Фрукты/овощи. Сельскохозяйственный инвентарь. Безопасность. ТН: Неживая природа: горные ТОП: Лето красное пришло! породы и минералы. ТН: День Победы. ТОП: Народные промыслы России. Июль Веселая Дымка. Август Сине-голубая Гжель. ТОП: Полевые/садовые цветы. Насекомые. ТОП – тематический образовательный проект; ТН – тематическая неделя Золотая Хохлома. Веселый Городец. ТОП: Любимые книги. ТОП: Школа здоровья.